© Александр Дроздов / Интерпресс / ИТАР-ТАСС

Как помочь ребенку в выборе профессии? В советское время, например, в школах были занятия по профориентации, детей начинали «ориентировать», когда они вырастали. Сейчас это дело лежит на плечах родителей, а ошибка в таком важном вопросе может обойтись гораздо дороже, чем раньше. Поэтому они должны в полной мере осознавать: то, насколько их ребенок будет востребован в будущем, зависит от них. И задача родителей заключается в том, чтобы направлять сына или дочь к выбору будущей профессии с самого раннего возраста.

Конечно, ситуацию осложняет то, что сегодня отсутствует внятное прогнозирование потребностей экономики в специалистах – единственное, что можно точно сказать, что «синие воротнички» нужнее «белых». Это вообще давняя проблема, так было еще в советское время, только вместо гастарбайтеров решением были лимитчики. Тем не менее ребенка все равно можно постепенно приучать к тому, чтобы ступень за ступенью двигаться к цели. Начинается все с правильного детского сада, даже более того – с проживания в правильном районе, ведь даже нашим людям свойственно объединяться по классам (под классом я имею в виду разделение не по уровню получаемых финансов, а по уровню получаемых знаний). Я не призываю всех жить на Рублевке, но даже в разных микрорайонах Бибирева живут люди с разными интересами. Упрощенно говоря, пусть ваш ребенок ходит в детский сад с детьми научных сотрудников, а потом с ними же – и в школу. Учась в сильной школе, к седьмому-восьмому классу он, скорей всего, будет четко понимать, чего хочет, и сможет самостоятельно выбирать профессию уже из узкого спектра. Если и возникнут какие-то метания, то они будут объясняться скорее свойствами характера.

Да, существуют профессии, от которых я бы хотел своих детей уберечь. Можете назвать мое мнение приземленным, но я хочу, чтобы мой ребенок мог самореализоваться и иметь кусок хлеба. И если к тому, чтобы он занимался, например, наукой, я отнесусь спокойно, то вот творческие профессии у меня вызывают большую настороженность. К примеру, я бы точно не хотел, чтобы ребенок шел в журналистику – куска хлеба там нет. Кроме того, у творческих профессий нет четких критериев оценки, успех там определяется модой, какими-то веяниями и так далее, а я, хоть убейте, не могу понять, чем «Мона Лиза» лучше всех остальных полотен. Даже у технарей, у которых все вроде бы гораздо понятнее, многое решают знакомства и прочие факторы, не имеющие отношения к реальному профессиональному уровню. Но у людей творческих субъективность оценки достигает нереальных масштабов. Во многих случаях даже если они получают признание, то далеко не сразу. А по моему мнению, важнее быть счастливым, хоть и не очень известным, при жизни, чем получить памятник после смерти. Так что я бы предпочел воспитывать в ребенке интерес к бизнесу и направлять его по этому пути.