© ИТАР-ТАСС

С инициативой воссоздать физкультурный комплекс ГТО («Готов к труду и обороне») и учитывать сдачу спортивных нормативов при поступлении в вузы недавно выступил президент Путин. В Минобрнауки, как и полагается, отреагировали быстро. «Результаты будут учитываться неким добавлением к числу баллов, набранных на ЕГЭ. Делается расчет, какое это будет число баллов и как обеспечить объективность этой системы», – рассказал на правительственном часе в Госдуме замминистра образования и науки Игорь Реморенко. Slon спросил у историка и заслуженного учителя РФ Тамары Эйдельман, к чему может привести нововведение и как к нему отнесутся педагоги.

Все время думаю, что меня уже мало чем можно удивить, но в нашей стране не соскучишься. Какой еще ГТО? Что это? Впрочем, Путин, от которого исходит эта плодотворная дебютная идея, сразу же оговорился, что не надо связывать подобный проект с «бюрократическими аббревиатурами». Понятно, что нормативы эти не назовут по-старому – «Готов к труду и обороне», придумают что-то новое, но если их вообще введут, то это будет возвращением даже не во вчерашний, а уж не знаю, какой по древности день. Нормы ГТО бодро сдавали со сталинских времен. Сразу возникает целый ряд ассоциаций – марширующие ряды физкультурников на парадах, военная подготовка, противогазы, макеты гранат, девушки с обручами, пирамиды из молодых тел, которые почему-то должны символизировать радость жизни. Ассоциативный ряд можно продолжить: фашистская Германия, Северная Корея – вот страны, где (помимо СССР) всегда так ценились всенародные спортивные достижения. Но по возможности не шахматы, а, например, гимнастика – словом, те виды спорта, где миллионы сливаются в одно целое и человек как индивидуальность перестает существовать. Но дело даже не в этом. Вообще физкультура, конечно, дело хорошее и очень полезное. В школе есть такой предмет. Оценка за него стоит в аттестате. Почему надо еще приплюсовывать к баллам ЕГЭ баллы за ГТО? Чтобы в вузы поступали не самые умные, а самые сильные? Те, что прыгают высоко и бегают далеко? А слабым, болезненным или, не дай бог, инвалидам места там нет, как и вообще в жизни страны. Может, их вообще на Валаам сослать, как когда-то с инвалидами войны поступили? Наше правительство беспрерывно пытается экспериментировать с физкультурой – то придумали третий час физкультуры в школах, час, который не влезает в и без того невероятно перегруженное расписание, для которого нет места в тесных и душных школьных спортзалах. То вдруг пришли к выводу о необходимости заниматься бадминтоном – правда, с исчезновением с реальной политической арены Медведева про бадминтон все забыли. Слава богу, хоть горные лыжи и дзюдо никто еще не пытался сделать обязательными. А теперь вот нормативы. Не пробежал достаточно быстро дистанцию – не быть тебе врачом, учителем или инженером. Весьма вероятно, что на разработку концепции объединения ЕГЭ с физкультурными нормативами будут брошены огромные силы, выделены бюджетные средства, созданы временные рабочие коллективы, которые легко и без напряжения выполнят и перевыполнят план по скорости освоения этих бюджетных средств. Может быть, стоит лучше выделить деньги на модернизацию школьных спортивных залов? Идея ЕГЭ хороша тем, что выпускники сдают экзамены и получают сертификаты по тем предметам, которые и требует нужный им вуз. Если уж так необходимо учитывать другие предметы, то можно просто ввести конкурс аттестатов. Он был бы более осмысленным, чем приплюсовывание физкультурных норм. Он, по крайней мере, давал бы представление о том, как ученик в целом учился в школе.