©

Руслан Шамуков / ИТАР-ТАСС


Пивовары раскрыли новый козырь в диалоге с властями, которые причиняют им в последнее время столько неприятностей. На прошлой неделе компания «САН ИнБев» пригрозила властям Чувашии закрыть свой завод, работа которого в свете последних ограничений на пивном рынке становится нерентабельной. Известно это стало благодаря тому, что глава республики решил пожаловаться Дмитрию Медведеву на действия империалистов, которые требуют преференций с ножом у горла. Удивительно: в России обычно такие вещи решаются тихой сапой, а тут конфликт выплыл наружу.

По данным Российского пивного союза, объемы производства пива в России с 2007 года сократились на 15%, в прошлом году было произведено 974 млн дал, что на 2,1% меньше показателей 2011 года. Вот только снижение это давно происходит под чутким руководством государства – политика была начата Дмитрием Медведевым и продолжена Владимиром Путиным, несмотря на надежды пивоваров, знающих, что последний любил пропустить по кружечке. С 2009 года пивные акцизы увеличились в пять раз, до 15 рублей за 1 литр пива. И, конечно, компании стали меньше зарабатывать. Рентабельность при этом многие сохранили – рост акцизов закладывается в стоимость товара, а значит, за это платит потребитель. Однако продажи пива снижаются, а соответственно, на столько же падает и прибыль. Причем в первую очередь страдают производители более дешевого пива, особенно в ПЭТ-таре. Многие их них вынуждены сокращать производство. У производителей с широким ассортиментом, в котором есть и дорогое, и более дешевое пиво, больше возможностей для сохранения маржи. В следующем году акцизы на пиво должны вырасти до 18 рублей за литр, а с 2015 года – до 20 рублей.

Итак, «САН ИнБев» заявила правительству Чувашии, что в случае отказа предоставить субсидии из регионального бюджета закроет Новочебоксарский завод. Подобные требования пивоваренная компания выдвинула и другим регионам, где расположены ее производства. Да, это самый обыкновенный шантаж, но что делать? Ведь перед вами стоит задача оптимизации производства. Если у вас, как у «САН ИнБев», доля пивного рынка в 16–17%, восемь предприятий по России, то при 15%-ном падении рынка вам придется избавиться от 1–2 заводов. Но закрытие завода – тоже процесс непростой и затратный: надо произвести выплаты увольняемому персоналу, списать в никуда капвложения… А получив льготы, можно продолжить работать без сокращения производства.

Проблема избыточных мощностей стоит перед всеми крупными производителями, просто некоторые не стали ходить по администрациям и просить субсидий, а тихо закрыли предприятия. Но почему бы не попытаться отвоевать немного денег? Тем более что этим механизмом давно и успешно пользуются и другие производители. Например, «Балтика» договорилась с властями Самарской области о субсидии 1,33 рубля на литр при определенном объеме производства и 1,77 рубля, если он будет превышен. Видимо, переговорщики там лучше. А в Омской области производителям пива, которые наращивают объемы выпуска, будут возвращать 45% затрат – 6,75 рубля с литра. О намерении субсидировать акцизы на алкоголь производителям заявляли власти Кабардино-Балкарии и Смоленской области. Складывается противоречивая ситуация: федеральные власти всеми силами пытаются сделать так, чтобы народ пил меньше пива, а местные фактически сводят на нет все их усилия, боясь закрытия заводов. Полтора десятка регионов проявили особое рвение в выделении субсидий, хотя это идет вразрез с федеральной политикой.

Понятно, за что они борются: акцизные сборы с пива полностью направляются в местную казну, и это приличные поступления. Так, в прошлом году «Дека» перечислила в бюджет Новгородской области, где расположены ее производственные мощности, более 500 млн рублей пивных акцизов, а в этом акциз составит порядка 600 млн рублей. Это, между прочим, 2,7% от всей доходной части регионального бюджета.

Непонятно только, на что в ситуации с «САН ИнБев» глава Чувашии жалуется Дмитрию Медведеву? Казалось бы, федеральные власти должны были предвидеть последствия повышения налогов и акцизов, а правительства в регионах тоже могли догадаться, чем это все обернется. Однако региональные власти, получая приток налогов за счет роста акциза, жили и в ус не дули. А затем, когда возникла опасность полного прекращения поступлений, пошли жаловаться – вместо того чтобы попытаться договориться с бизнесом. Интересно, чем Дмитрий Медведев может им помочь в нашем правовом государстве?