Социолог Алена Леденева о социально-психологическом эксперименте с депутатами, о том, как сохранить свой пост министру, как чиновнику не стать объектом антикоррупционной кампании, как судье понять, какой приговор выносить, и о том, при каких условиях система разрушится. Slon публикует вторую часть интервью с профессором Школы славянских и восточноевропейских исследований Лондонского университета, в котором мы говорим о вышедшей книге «Может ли Россия модернизироваться? Система, сеть власти и неформальное управление». Первая часть разговора была посвящена системным причинам, приведшим к повышению контроля за собственностью чиновников.
— До какой степени решения и действия людей системы определяются отсутствием чувства личной ответственности за происходящее? Депутаты могут проголосовать за «антисиротский закон», но они же не могут нажать на курок хотя бы?
— Ну вы знаете, в книжке я как раз описываю эксперименты Филипа Зимбардо, который проводит эксперименты с так называемым эффектом Люцифера. Это имя падшего ангела, вставшего на путь зла, и попытка разобраться в том, почему хорошие люди поддерживают функционирование порочных систем. Зимбардо — автор известного стэнфордского тюремного эксперимента, когда студентов делят на заключенных и надзирателей и им необходимо взаимодействовать по определенным правилам. Каждый участник эксперимента ведет дневник, который становится предметом анализа. Зимбардо пишет, что у подопытных происходит своего рода ослепление: человек готов использовать правила и идти даже дальше, чем позволяют правила, в ситуациях, в моральном плане очень проблематичных, например связанных с насилием и превышением полномочий в позиции власти.