
Алексей Навальный с супругой Юлией Фото: Сергей Бровко / Коммерсантъ
Сегодня в зал заседаний был вызван ключевой свидетель обвинения – экс-директор «Кировлеса» Вячеслав Опалев. Раньше у следствия были к нему претензии по другим делам, связанным с «Кировлесом», но все они рассеялись, как только он сознался в том, что сам участвовал в преступной схеме вместе с Навальным, и согласился давать показания на оппозиционера. Несмотря на то что Опалев не слишком стар (ему 58 лет), в суде он выглядел немощным и безвольным стариком. С трудом подбирал слова, а потом еле слышно их произносил, но чаще всего ему и вспомнить было нечего. «Я уже много чего не помню», – пожал плечами Опалев на десятой минуте выступления в суде.
В дальнейшем, по подсчетам Slon, экс-директор предприятия произнес фразу «не помню» еще не менее14 раз. Опалев не вспомнил условия договора, которые «Кировлесу» якобы навязали Навальный и глава «Вятской лесной компании» Петр Офицеров. Не вспомнил он, и в адрес кого поставлялась продукция, когда за нее перечислялись деньги.
Тогда прокуроры попросили судью разрешить им просто зачитать протоколы допроса из дела Навального, когда у Опалева было лучше с памятью.
Навальный тут же заявил, что пробелы у Опалева неслучайны, потому что всего несколько месяцев назад экс-глава «Кировлеса» был осужден по тому же делу на условный срок и вряд ли мог забыть такие важные для его жизни подробности, а чтение его показаний может стать подсказкой прокуратуры.
Но гособвинители перешли к полуторачасовому зачитыванию дела, суть которого сводилась к тому, что Офицеров и Навальный заставили Опалева работать себе в убыток.
После того как защите позволили перейти к вопросам Опалеву, свидетель вновь вернулся к своей любимой фразе «не помню». После небольшого перерыва в суде у него в арсенале нашлась новая формулировка для адвокатов Навального и Офицерова: «У меня есть показания, все там».
Не выдержал даже судья Сергей Блинов: «Вячеслав Николаевич, либо отвечаете на вопрос, либо не помните. Ссылаться на дело не нужно». В итоге Опалев стал выходить из себя, но отвечать увереннее на вопросы от этого он не стал, а закончил свидетельствовать, уже буквально склонив голову на плечо. К тому же ему еще, видимо, придется явиться в суд по требованию защиты.
Далее свидетелем вызвана Марина Бура, которая была начальником коммерческого отдела «Кировлеса». Она же является дочерью гражданской жены Опалева. Как и ему, ей прокуроры решили тоже на всякий случай зачитать ее показания из дела. Она заявила, что Офицеров угрожал роспуском ее отделу, если с ним не будет заключен договор.
Под конец дня были заслушаны показания кировского аудитора Татьяны Загоскиной. «Из тех документов, которые нам были представлены, исходя из наших соображений, мы пришли к выводу, что при сотрудничестве с ВЛК "Кировлес" нес потери», – заявила она, но при этом не назвала примеров безвозмездной отгрузки леса. Но защита пообещала в дальнейшем вновь ее вызвать в суд. «Вы не собираетесь в ближайшее время покинуть город Киров?» – спросил ее адвокат. «К сожалению, нет», – ответила Загоскина.