Николай Пимоненко. Пасха.

Недавно я случайно наткнулся в интернете вот на такой сайт – «Основы православия». Его содержание меня весьма удивило, если не сказать – повергло в шок. Казалось бы, от сайта с подобным заголовком следовало ожидать прежде всего материалов, посвященных тому, что составляет подлинные основы православной веры: главным христианским догматам – о Боге-Троице, о Христе (Боговоплощение, Искупительная Жертва и прочее), о Церкви и ее таинствах и так далее. Каково же было мое удивление, когда на первой странице сайта обнаружились разделы с такими «животрепещущими» заголовками: «Как окрасить яйца», «Как вести себя на кладбище», «Как хранить и принимать артос», «О поведении православных христиан в Пасху», «Почему Церковь освящает пасхи и куличи», «Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца» и прочее в таком же роде.

Я не спорю, что все указанные темы в церковной жизни присутствуют. Но на главном ли месте? Какую цель ставит перед собой автор этого сайта, освещая эти темы? Воспитать ханжу, знающего, как правильно испечь кулич и окрасить яйца, но так и не понявшего, что христианство – это уподобление Христу в подвиге любви и крестоношения? Мне кажется, все эти вопросы третьестепенной важности могут просто отбить у человека всякую охоту постигать глубину православия и сформировать представление о нем как о комплексе мелочных обрядовых предписаний.

Однако, как оказалось, изыски пасхальной трапезы – это еще далеко не предел фантазии устроителей этого сайта. Подлинное потрясение я испытал, когда обнаружил среди «основ православия» раздел с заголовком «Как вести себя на приеме у епископа». Впрочем, сам факт вынесения подобной темы в перечень азов православной веры меркнет по сравнению с содержанием текста, на эту тему написанного.

«Архиерей – ангел Церкви, без епископа Церковь теряет свою полноту и самою сущность», – с этой истины начинают авторы сайта разъяснять новоначальному, почему «церковный человек всегда с особой почтительностью относится к епископам». Признаться, мне все же всегда казалось, что сущность и полнота Церкви – во Христе и его заповеди Любви к Богу и ближнему, засвидетельствованной Им Своим Крестным подвигом, а никак не в архиерее, каким бы замечательным он ни был.

Далее в разделе разъясняется, что «обращаясь к архиерею, его величают «Владыко» («Владыко, благословите»), напоминается, что к епископу обращаются: «Ваше Преосвященство; Преосвященнейший Владыко», к архиепископу и митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство; Высокопреосвященнейший Владыко», к Патриарху: «Ваше Святейшество; Святейший Владыко. В третьем лице: «Его Святейшество посетил ... епархию».

«Восточная (идущая из Византии) торжественность и многоречивость в обращении к епископу на первых порах даже смущает сердце малоцерковного человека, который может видеть здесь (на самом-то деле не существующее) умаление его собственного человеческого достоинства». Мне кажется, автор этого пассажа до сих пор находится в некоем виртуальном заповеднике Средневековья и совершенно не понимает, что вся эта столь тщательно и любовно рекламируемая им сусальная дребедень, которая не имеет никакого отношения к подлинному христианству.

В начале своего «понтификата» Патриарх Кирилл объявил, что миссионерская деятельность в современном обществе – главнейший приоритет нашей церковной жизни. Далеко же мы продвинемся на поприще проповеди Евангелия, если начнем ее с разъяснения того, что «телефонный разговор с епископом начинают словами: "Благословите, Владыко" или "Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)", заканчивают «прошение или письмо обычно такими словами: "Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства...", а «входя в кабинет епископа, творят молитву: "Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас", крестятся на иконы в красном углу, подходят к архиерею и просят его благословения». «При этом не надо от чрезмерного благоговения или страха становиться на колени или падать ниц (если вы, конечно, не пришли с повинной в каком-то грехе), – дружелюбно разъясняет автор. – Свое обращение к архиерею обдумывают заранее и излагают его кратко, без лишних жестов и мимики. В конце беседы вновь просят благословения у архиерея и, перекрестившись на иконы в красном углу, степенно удаляются».

На мой взгляд, в нашей Церкви обрядовая сторона зачастую возвышается над сутью, но ведь сейчас на дворе XXI век. Понятно, что в Средние века основу населения составляли люди неграмотные, которым в силу своей необразованности было проще воспринимать обряды, нежели глубины веры, то сейчас, как мне кажется, ситуация в корне изменилась. А на этом сайте все переворачивается с ног на голову – оболочка становится важнее, чем содержание.