Установление Россией рабочего контакта с ОЭСР в любом случае является положительным шагом: мы в последнее время привыкли скорее к российской изоляционистской политике, чем к полноценному развитию сотрудничества. Правда, сфера финансового контроля не главный фронт, на котором России не хватает контакта и взаимопонимания с развитыми странами. И конечно, приоритезация сотрудничества в сфере, явно предполагающей полицейскую и даже карательную функции, по сравнению, скажем, со сферой научно-технической (в которой если соглашения и есть, то только с частными компаниями) или гуманитарной (в которой мы не только не идем на соглашения, но даже и выдворяем из страны иностранные организации) лишний раз демонстрирует генеральную линию власти. Более того, декларируемые задачи этого соглашения вряд ли будут выполнены. 

Действительно, на первый взгляд, соглашение об автоматическом раскрытии информации с ОЭСР должно помочь российским налоговым органам выявлять укрытые от налогообложения или нелегально полученные доходы и капиталы российских резидентов. Однако страны ОЭСР сами проводят достаточно жесткую проверку легальности средств, поступающих к ним; да и размещение средств в этих странах едва ли позволит снизить налоговую нагрузку по сравнению с российской (напомню, налогообложение частного капитала и дохода в России сравнительно невысоко, а налоговые выгоды даже инвестирования через офшоры с нулевыми ставками налога на прибыль не выше, чем при инвестировании через ПИФ). Бизнесмены и инвесторы уходят из России в страны ОЭСР не за этим: туда идут за совершенным законодательством и защитой прав собственности, надежными и универсальными механизмами инвестирования, доступом к глобальным рынкам. Средства, паркуемые россиянами в странах ОЭСР, не скрываются от России, чаще всего они уже декларированы на российской территории, налоги с них заплачены (и будут уплачиваться в дальнейшем). 

Более того: в результате данного соглашения российские налоговые органы получат существенный объем информации, которую надо будет «оцифровывать», где-то хранить, кто-то должен будет ее обрабатывать, сверять с российскими данными и прочее. Учитывая состояние дел с автоматизацией работы российской налоговой службы (которая до сих пор не имеет ни единой базы данных, ни электронной связи с такими очевидно важными базами данных, как база собственников объектов недвижимости и автомобилей), рискну предположить, что либо автоматически получаемый материал просто не будет обрабатываться, либо бюджет налоговой службы должен будет существенно возрасти. Но так или иначе – впустую: в данных, получаемых от ОЭСР, не будет оснований для увеличения сбора налогов. 

Ушедшие от налогов и нелегальные деньги прячутся в странах, которые не являются членами ОЭСР, благо в них и счета открыть легче, и налоги зачастую нулевые. Карибские острова, крохотные царства Востока, африканские офшоры – предоставляют все необходимые возможности, даже если формально «следуют политике» ОЭСР. И с ними у России нет никаких подобных соглашений – одни просто никогда их не подпишут в силу природы своего бизнеса, другие просто не имеют системы мониторинга, им нечего будет представлять, третьи с Россией не будут взаимодействовать из соображений принципиальных. Да и пойдет ли Россия на такие соглашения (если будет возможность) – не слишком ли много в таких резиденциях капиталов, принадлежащих тем, кто инициирует подписание подобных пактов?

И тем не менее, у такого сотрудничества могут быть несколько весьма полезных для России последствий – правда, не тех, которые официально считаются целями такого шага.

Во-первых, успешный уход в офшоры нелегального капитала еще не означает его полной легализации. Пока такой капитал пассивен – используется в портфельных инвестициях или лежит на депозитах в банках стран третьего мира, достать его через ОЭСР практически невозможно. Но как только он начинает претендовать на активное участие в мировом бизнесе, без ОЭСР уже не обойтись. IPO на Бермудах не сделать, оно будет проходить в Лондоне (на худой конец – в Варшаве). Частную сделку с крупной компанией не сделать, блок-пакет не купить – придется раскрывать источники и владельцев, при этом практически все серьезные глобальные бизнесы имеют резиденцию в ОЭСР. Эмигрировать в офшор тоже мало кто стремится – даже с гражданством Сент-Киттс и Невис российские бизнесмены и чиновники предпочитают страны ОЭСР для проживания. Соглашение России с ОЭСР, конечно, не «поймает» нелегальный капитал, но точно загонит его в «резервацию». Не имея выхода из офшорной зоны, мелкие рантье, пожалуй, ничего не поменяют; но вот крупные теневые капиталисты задумаются, так ли велика ставка российских налогов, чтобы отказываться из-за них от большинства возможностей современного делового мира. Возможно, что только благодаря соглашению, и даже без обработки представляемых данных, Россия сможет увеличить налоговые поступления.

Во-вторых, в России есть несколько крупных бизнесменов, которых сегодня не испугает никакое получение данных от ОЭСР – они будут процветать, скупая последовательно все прибыльные бизнесы в России, даже если не только финансовые, но и уголовные службы ОЭСР будут присылать на них компромат. Но есть одно «но». Обмен данными с ОЭСР как минимум предполагает двухстороннее движение информации. А холдинги этих бизнесменов находятся как раз в странах ОЭСР – с прицелом на мировую экспансию и в качестве защиты, на случай попадания в опалу или смены парадигмы власти. Что произойдет, когда у России запросят данные о происхождении капиталов, «political exposure» и других деталях бизнеса «хозяев Русской земли»? Видимо, придется им постепенно так же мигрировать в резервацию, только резервацией будет сама Россия – а значит, налоги останутся здесь, как и капиталы, – в том числе при выходе такого бизнесмена на пенсию и даже при потере им высочайшей благосклонности или появлении в России независимого суда. 

Наконец, информация нужна не только для того, чтобы найти виновного, но и для того, чтобы доказать невиновность. Зачастую, в сегодняшней России публичные и вполне официальные обвинения делаются со ссылкой на информацию, по определению недоступную. Чего стоит одно заявление о получении НКО более чем миллиарда долларов от иностранных спонсоров! Еще вчера можно было спекулировать подобными фразами. Сегодня можно потребовать доказательств: раз у нас автоматический обмен данными с ОЭСР – будьте добры запросить, получить и сообщить нам источники, точные суммы и получателей. Не можете? Значит, неправда. 

Так что большая прозрачность – всегда полезна. Будем надеяться, что это первый, а не последний шаг в ее сторону.