Иллюстрация: Javier Medellin Puyou

Предприниматели часто винят в неудачах своего бизнеса внешние обстоятельства, плохой персонал и все, что угодно, кроме себя самих. Если верить каждому из них, то получается, что 99,99% наших предпринимателей, чей бизнес провалился, в этом не виноваты. Возможно, так происходит потому, что наше предпринимательское племя вышло преимущественно из совка и относится к предпринимательству как к инвест-проекту – мол, надо чуть-чуть поработать, и послезавтра я работать уже не буду, найму людей и просто вступлю во взаимоотношения «бай – батрак». И когда этого не происходит, они разочаровываются и начинают искать надуманные причины, чтобы из бизнеса выйти.

Я же всегда буду повторять: пока вы не ощутите, что предпринимательство – это стиль жизни, из которого просто так не вынырнуть, вы не вправе называть себя предпринимателями. Предпринимательство – это постоянное, каждодневное обслуживание клиента, и если что-то пошло не так, надо исправлять и идти дальше. И в закрытии вашего проекта всегда будете виноваты только вы. Поиски причин во внешних обстоятельствах – крайне сомнительное оправдание. 

У меня, например, не самые теплые отношения с властью. Но мне в голову никогда не приходило винить какой-нибудь очередной обыск в провале моего бизнеса. Предприниматели часто жалуются: «У меня воруют». Значит, ты создал систему, которая позволяет воровать. Тебя обманул управляющий – значит, ТЫ человека оценил неправильно. Попался реальный мошенник – сажай его в тюрьму, а иначе не морочь голову!

Ничто так не закаляет, как «неуспешные истории» и работа над ошибками. Когда ты падаешь, когда ты поднимаешься с разбитыми коленями, с потерянными деньгами и людьми, ты становишься на голову выше тех, у кого все идет гладко. Поэтому я своими неуспешными историями, наоборот, люблю делиться.

Так уж получилось, что меня провалы накрывали там, где на первом месте у меня стояла не прибыль, а желание сделать что-то полезное людям. 

Как показывает мой опыт, как только я что-то хочу сделать что-то из «м...кого благодушия», облагодетельствовать мир или просто сделать что-то бесплатно, то мне это обходится очень дорого.

Пример прямо из области образования: когда-то я договорился о сотрудничестве с крупными компаниями, которые организовывают конференции, об обеспечении их качественной аудиторией «второго дня». Как вы, наверное, знаете, на второй день конференций народу намного меньше, несмотря на то что уровень докладчиков может быть очень высоким. Я предложил приглашать бесплатно лучших учащихся на курсах MBA. Восемь месяцев мы работали со всеми вузами, где предоставляется программа MBA, задействовали людей, угрохали кучу денег, печатали буклеты, но результат был нулевой. А все потому, что мы не учли тот факт, что вузам совершенно не нужно было, чтобы их учащимся говорили что-то, что не будет соответствовать их учебной программе. Сами виноваты.
Другая история: мы с партнерами вписались в проект сети магазинов DIY после того, как ко мне обратился владелец одной сети, у которой были убытки. Казалось, что ее вполне можно вытянуть. Теперь владелец бизнеса вышел из него и проживает за рубежом, а мы с этой компанией до сих пор ковыряемся. А все потому, что я сам лох и не до конца провел due diligence – не до конца подсчитал все долги поставщикам и банкам, монетизацию, не все вскрыл. «Случайно» долгов оказалось больше. Причем не потому, что их скрывал владелец бизнеса, а потому, что я не провел все те жесткие процедуры, которые должен был.

Так что это как в фильме «Матрица»: ложки нет, проблема в нас самих. Если что-то идет не так – ищите, где вы ошиблись. Часто предпринимателю надо просто прокачать мозг, чтобы он не стремился расширяться бешеными темпами, а просто следил за сотрудниками.