Иллюстрация: Javier Medellin Puyou
Предприниматели часто винят в неудачах своего бизнеса внешние обстоятельства, плохой персонал и все, что угодно, кроме себя самих. Если верить каждому из них, то получается, что 99,99% наших предпринимателей, чей бизнес провалился, в этом не виноваты. Возможно, так происходит потому, что наше предпринимательское племя вышло преимущественно из совка и относится к предпринимательству как к инвест-проекту – мол, надо чуть-чуть поработать, и послезавтра я работать уже не буду, найму людей и просто вступлю во взаимоотношения «бай – батрак». И когда этого не происходит, они разочаровываются и начинают искать надуманные причины, чтобы из бизнеса выйти.
Я же всегда буду повторять: пока вы не ощутите, что предпринимательство – это стиль жизни, из которого просто так не вынырнуть, вы не вправе называть себя предпринимателями. Предпринимательство – это постоянное, каждодневное обслуживание клиента, и если что-то пошло не так, надо исправлять и идти дальше. И в закрытии вашего проекта всегда будете виноваты только вы. Поиски причин во внешних обстоятельствах – крайне сомнительное оправдание.
У меня, например, не самые теплые отношения с властью. Но мне в голову никогда не приходило винить какой-нибудь очередной обыск в провале моего бизнеса. Предприниматели часто жалуются: «У меня воруют». Значит, ты создал систему, которая позволяет воровать. Тебя обманул управляющий – значит, ТЫ человека оценил неправильно. Попался реальный мошенник – сажай его в тюрьму, а иначе не морочь голову!
Ничто так не закаляет, как «неуспешные истории» и работа над ошибками. Когда ты падаешь, когда ты поднимаешься с разбитыми коленями, с потерянными деньгами и людьми, ты становишься на голову выше тех, у кого все идет гладко. Поэтому я своими неуспешными историями, наоборот, люблю делиться.
Так уж получилось, что меня провалы накрывали там, где на первом месте у меня стояла не прибыль, а желание сделать что-то полезное людям. |
Как показывает мой опыт, как только я что-то хочу сделать что-то из «м...кого благодушия», облагодетельствовать мир или просто сделать что-то бесплатно, то мне это обходится очень дорого.
Так что это как в фильме «Матрица»: ложки нет, проблема в нас самих. Если что-то идет не так – ищите, где вы ошиблись. Часто предпринимателю надо просто прокачать мозг, чтобы он не стремился расширяться бешеными темпами, а просто следил за сотрудниками.