Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

В конце января в Москве открылся отель Sleepbox Hotel Tverskaya. Номера площадью четыре квадрата напоминают купе и приспособлены только для ночевки и работы за компьютером. Идея привлекла внимание и вызвала немалый интерес, ведь прежде о капсульных отелях приходилось читать лишь в репортажах из жизни Японии (впрочем, в последние недели мы не раз слышали о новом капсульном отеле в аэропорту Шереметьево, где поселился американский перебежчик Сноуден). Но можно ли действительно заработать на этом в Москве? Slon изучил, на чем строится бизнес-модель Sleepbox и насколько выгодным получилось предприятие у его создателя Леонида Черникова.

Первый капсульный отель открылся в 1979 году в Осаке.

Японские слипбоксы напоминают что-то среднее между ячейкой в сотах и просторным гробом.

Находиться внутри можно строго лежа, а залезать нужно на четвереньках. Ночь в такой ячейке обойдется примерно в 20–40 долларов. За пределами страны этот формат не очень популярен. 

Черникову двадцать пять, и он говорит, что давно хотел организовать в Москве интересный бизнес для себя и своих родственников. «Я изучил рынок компактных гостиниц Москвы и понял, что здесь полный провал: есть спрос, но недостаточно предложений», – говорит Леонид. Сначала он подумывал о хостеле, но за последние несколько лет подобные заведения в столице стали открываться как грибы после дождя. Чем выше конкуренция, тем меньше потенциальная прибыль и больше издержки, решил Черников. От хостела отказался и решил воспользоваться стратегией «голубого океана», то есть создать нишу, где он будет вне конкуренции.

«На слипбоксы я наткнулся совершенно случайно, изучая рынок компактных гостиниц, – вспоминает Черников. – Мне очень понравился амстердамский проект Citizen M – это просто верх технологий. Они взяли обычные контейнеры для тихоокеанских перевозок, пригнали их на завод, переделали целиком и создали из них слипбоксы. Потом привезли их на площадку и поставили один над другим. Получилась гостиница – дорогая, интересная, футуристичная, и для меня это стало отправной точкой, примером того, как строить подобный бизнес».

Слипбокс значительно меньше гостиничного номера. «Мы не занимаем тридцать квадратных метров под номер, мы очень компактны. На один бокс приходится всего четыре квадрата», – говорит Леонид. В капсуле самый минимум необходимых предметов – кровать, откидной столик. Зато можно стоять в полный рост.

Леонид также отказался от точки общественного питания, которая считается само собой разумеющейся для любой гостиницы, в его заведении нет ни столовой, ни ресторана, ни кухни. В плату за номер также не включен мини-бар или чай. Из дополнительных бесплатных плюшек – только вайфай на этаже.

Но при этом Черников сделал ставку на футуристичный «космический» дизайн, абсолютно нетипичный для московских гостиниц среднего класса. Слипбокс больше всего напоминает купе в дорогом поезде: пахнет деревом, мягкий персиковый свет, стерильная чистота. Взрослый человек может стоять в полный рост и ходить, при желании – полностью закрыться от окружающего мира, задернув светонепроницаемую шторку. Душ и туалет на этаже.

Кроме дизайна, ключевое преимущество гостиницы – выгодное расположение. Заведение находится на улице Тверская-Ямская, рядом Белорусский вокзал, а до Кремля можно дойти пешком. За счет всего этого Sleepbox Hotel Tverskaya расширила свою привлекательность для бизнесменов и деловых туристов, ищущих комфорта и тишины; Sleepbox отказывается от традиционной для гостиницы среднего класса ориентации на молодежь. В отеле действует фейсконтроль – подозрительных персонажей не пускают. 

Цены соответствующие – не низкие. Ночь в одноместном слипбоксе стоит 2600 рублей, а в двухместном – 2900. Для сравнения: за сутки в двухместной комнате в недорогом хостеле на Новом Арбате, входящем в сеть Bear Hostels, берут 1250. В капсульном отеле есть и несколько двухместных стандартных номеров по 4100 рублей и семейный люкс за 4900.

Слипбоксы разработали архитекторы Алексей Горяинов и Михаил Крымов из московского бюро Arch Group. «Рыночная стоимость одного бокса 12 тысяч евро, я их брал по 10 тысяч евро за штуку, всего у меня 46 двухместных боксов, десять одноместных и пять обычных номеров. При необходимости боксы можно разобрать и перенести в другое место. Плюс хороший качественный ремонт, он стоил дороже среднего, здесь применены промышленные материалы – например, промышленные резиновые полы», – говорит Черников.

Издержки на ведение бизнеса сейчас сравнительно высоки. «Месячная стоимость аренды около 850 квадратных метров в этом месте может достигать 1,8 млн рублей», – считает Елена Сербина, директор по продажам и развитию портала коммерческой недвижимости theproperty.ru. Коммунальные платежи – 120 тысяч рублей в месяц. Пять администраторов, шесть горничных и два технических специалиста – это, по словам Черникова, 200–300 тысяч в месяц. Впрочем, эксперты считают эту цифру заниженной. По их оценкам, все расходы проекта могут составлять до 2,5 млн рублей (не считая расходов на маркетинг, хотя Черников утверждает, что рекламируется с помощью сарафанного радио). 

При стопроцентной загрузке выручка компании может составлять около 4,8 млн рублей в месяц (после выплаты комиссии 20% интернет-сайтам, привлекающим клиентов). 60%-ная загрузка принесет 2,9 млн рублей. Впрочем, продажа номерного фонда не единственный источник дохода. В гостинице за дополнительную плату гостям предоставляют айпэды, халаты и велосипеды, а также продают тапочки и гигиенические наборы. Допуслуги могут приносить до 20% выручки, доведя цифру до 3,5 млн рублей. 

Прибыль, таким образом, при 60%-ной загрузке – около 1 миллиона рублей (без учета налогов).

Стратегия «голубого океана», по словам Черникова, себя оправдала – в планах Леонида открыть капсульный отель в одном из московских аэропортов и продавать франшизу в регионах. «Отбить вложенные деньги я планирую года через три, – говорит предприниматель. – Пока что статистика даже лучше, чем мы рассчитывали».