Фото: Григорий Сысоев / ИТАР-ТАСС
Тяжелый аппаратный танк под названием «Игорь Сечин» лишился важной детали – пусть не основного башенного орудия, но и далеко не винтика. Контроль над распределением лицензий на разработку месторождений в такой сырьевой стране, как Россия, дорогого стоит. И этот приз наконец-то себе забрал отвечающий за ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович: Дмитрий Медведев отправил в отставку руководителя Роснедр Александра Попова и назначил на его место Валерия Пака, последний десяток лет проработавшего в структурах Виктора Вексельберга («Русиа Петролеум», «Золото Камчатки»). Другое дело, что даже ближайшему соратнику главы правительства потребовалось больше года на подготовку замены. За это время Попов – экс-помощник Сечина, навязанный формировавшемуся правительству Дмитрия Медведева, – подпортил изрядно крови и Дворковичу, и его союзникам.
Кому? Главным образом, «медведевскому миллиардеру» Владимиру Евтушенкову. В марте 2012 года у принадлежащей ему «Башнефти» появились неожиданные проблемы с недавно полученной лицензией на месторождение им. Требса и Титова – одно из крупнейших в России с запасами нефти 140 млн тонн. Компания уже собиралась начать его разработку в партнерстве с «Лукойлом», как вдруг появились депутатские запросы и иски миноритариев, а только что назначенный руководителем Роснедр Александр Попов к претензиям решил прислушаться. Принципиальность, с которой агентство принялось отстаивать во многом надуманные требования, можно сравнить только с бесцеремонностью, проявленной тем же ведомством при организации конкурса по лицензии на месторождение двумя годами ранее (тогда Роснедра отсеяли львиную долю участников из-за проблем с документацией, в итоге «Башнефть» оказалась единственным претендентом). Видимо, просто было решено, что «Роснефть» будет лучшим партнером по разработке месторождения, чем «Лукойл».
Другой пострадавший – Владимир Потанин. Конец акционерного конфликта, который с перерывами сотрясал «Норильский никель» последнюю пятилетку, ознаменовался неожиданным проигрышем компании в конкурсе на полиметаллическое месторождение «Норильск-1». Роснедра пустили в исконную вотчину «Интерроса» «Русскую платину» Мусы Бажаева (также владеет долей в нефтяной компании «Альянс», входит в «Нефтяной клуб» Игоря Сечина). В поисках справедливости «Норильский никель» обратился в ФАС и в суд, а тогдашний глава компании Владимир Стржалковский лично инициировал заявление в ФСБ (все-таки 10 лет проработал в ленинградском управлении КГБ) – безрезультатно.
Теперь, конечно, все изменится. Лицензию на месторождение им. Требса и Титова передадут СП «Башнефти» и «Лукойла» – можно не сомневаться, что Аркадий Дворкович лично проследит. А право разработки «Норильск-1» снова выставят на конкурс (за это высказывался глава Минприроды Сергей Донской), несмотря ни на какие записки советника президента Антона Устинова. В лояльности Валерия Пака Дворковичу и Донскому сомневаться не приходится. Если только раньше ему не придется уйти в отставку вместе со всем правительством Дмитрия Медведева.
Примечание: в оригинальный текст статьи были внесены уточнения.