Фото: REUTERS / Amr Abdallah Dalsh

Всего лишь полтора месяца назад подавляющее большинство египтян с ликованием восприняло переворот, в ходе которого лидер движения «Братья-мусульмане», президент Мухаммед Мурси, был свергнут, а власть в стране перешла к генералу Абд аль-Фаттаху ас-Сиси. И вот Египет снова утопает в крови и насилии. Сага под названием «государственный переворот в Египте» далека от завершения, и вооруженные столкновения вполне могут перерасти в гражданскую войну. The Economist пытается разобраться, есть ли какой-то выход из сложившейся ситуации

Можно вспомнить алжирский сюжет: в 1991 году исламисты выиграли первый тур выборов, армия не позволила им приступить к исполнению служебных обязанностей, а в итоге в вооруженных столкновениях, длившихся не один год, погибло 200 тысяч человек. Главный вопрос: подавление мятежа – это единственный способ договориться с «Братьями-мусульманами»? 

Президентство Мурси обернулось катастрофой: правительство игнорировало избирательные и все другие права граждан и проявило некомпетентность в вопросах экономики. 20 миллионов человек – половина взрослого населения страны – подписали петицию за референдум об отставке Мурси. 

Простые граждане требуют уважения собственных прав. Они ненавидят мелких чиновников и коррумпированных автократов. Они отвергают идею полицейского государства. Но египетские исламисты – это примерно 30% населения страны. Угнетение их прав равносильно ущемлению свободы других граждан Египта. Не стоит забывать, что египетские исламисты в какой-то момент могут внять проповедям «Аль-Каиды» и пополнить ряды сторонников джихада. С другой стороны, любая угроза со стороны исламистов сегодня только добавит авторитета тем, кто ратует за более жесткие методы подавления мятежей.

Пока судьба Египта находится в руках армии, «Братья-мусульмане» пытаются избежать непосредственного вмешательства в политику. Генерал Абд аль-Фаттах ас-Сиси – это серый кардинал, невидимая власть. Временный президент Адли Мансур может создать условия для развития экономики и появления плюрализма. Для этого необходимо назначить даты парламентских и президентских выборов. В комитет, который был создан для пересмотра и дополнения конституции, следует привлечь больше представителей от исламистов. 

США следовало бы отменить ввод своего контингента в Египет или отложить его, пока не выберут новое правительство. Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива не должны давать карт-бланш египетским либералам только потому, что разделяют их неприязнь к «Братьям-мусульманам». 

Впрочем, никто и не ожидал, что воссоздать демократию в Египте будет легким делом. Простые люди имеют смутное представление о либеральных западных идеях, большинство населения неграмотно и живет в нищете. Насколько ислам сочетается с демократическими ценностями – до сих пор вопрос спорный. Но очевидно, что такие глобальные задачи не решаются с помощью насилия. 

Читайте также – Кто виноват в смерти египетской демократии