Вот уже тридцать лет и три года, как 11 сентября испанская автономия Каталония празднует свой Национальный день (по-каталонски Diada). В этом году идея независимости и отделения от Испании воплотилась у нас в живую цепь Via Catalana. В этот день около полумиллиона человек, взявшись за руки, выразили свое желание «идти своим путем». 480 км с севера на юг, от Франции до границы с Валенсией, через 86 городов, включая две цепи через Барселону, – так проходила одна из самых грандиозных подобных акций за последние десятилетия. Последний раз Европа видела нечто подобное только в СССР: именно Балтийская цепь в 1989 году, собравшая два миллиона эстонцев, латышей и литовцев, ускорила катапультирование Прибалтики из Советского Союза.
Движение – все, конечная цель – ничто
Новая демократическая Испания, по Конституции 1978 года, дала большие права всем 13 автономиям страны. Но особенно много привилегий получили две из них – это Страна Басков и Каталония. Они самые промышленные, самые развитые, самые богатые и самые непохожие на остальную Испанию, имеют свой язык и богатую культуру. Важно помнить, что Испания – это монархия и унитарное государство, пусть и состоящее из автономий. А вовсе не федеральное, как Россия или Германия. По общемировой практике, автономия должна иметь меньше прав, чем субъект федерации. Однако таких привилегий, как собственная полиция или обучение в школах на другом языке, – не имеет ни одна земля в ФРГ, ни один штат в США, а у каталонцев и басков они есть, хоть они всего лишь автономии.
Время от времени местные лидеры традиционно агрессивных басков (как-никак потомки д’Артаньяна) грозили Мадриду неповиновением. Периодически более мудрые и прагматичные политики из Барселоны выкручивали для своего региона за счет центральной власти то железную дорогу, то Олимпиаду, то аэропорт в чистом поле. Так Испания дожила до 2008 года, пока тяжелейший за всю ее историю экономический кризис не создал новую реальность. Началась другая жизнь, которая поставила под сомнение незыблемые вещи. Зажиревшее чиновничье сословие пошло под сокращение, вымерли, как динозавры, сберегательные кассы, за два-три года была безвозвратно уничтожена самая тучная отрасль страны – строительство.
В этот момент настал звездный час каталонских националистов. Дело в том, что рачительная и зажиточная Каталония перечисляет в центральный бюджет Испании налогов на десяток миллиардов евро в год больше, чем получает обратно. Доходчивый популистский лозунг лежит на поверхности – хватит кормить Мадрид! И вместе с ним – южную Андалузию, где до сих пор не запрещена варварская коррида, где весельчаки на ярмарке пропивают наши каталонские денежки с гитарой в одной руке и стаканом хереса в другой. И туда же послать Аликанте и Мурсию, засушливые регионы, куда утекает вода из нашей каталонской реки Эбро, а в обратную сторону идут только постылые апельсины с оливками. А Мадрид, ох уж этот Мадрид! Да они только налоги выкачивают из всей страны, плюс их здоровяк Криштиану Рональдо чуть нашему малышу Месси по ногам не заехал. Нет уж, долой эту Испанию – и вива независимость!
Раньше Испания вздрагивала от кровавых терактов баскских террористов, но они за последние пять лет сошли на нет, как и гасконская идея о независимости. Однако в движении за независимость в Испании появился новый ньюсмейкер, без бомб и револьверов – это народ Каталонии. В 2011–2012 годах мирно, но от этого совсем не тихо, прошли две самые большие демонстрации в истории страны. Сначала миллион, а потом полтора миллиона человек вышли на улицы Барселоны. Москвичи, собянинцы и навальнинцы, удивитесь мобилизации: население Барселоны, включая стариков и детей, – всего 1,6 миллиона, а население всей Каталонии – 7 миллионов.
События пошли стремительно по нарастающей, и между Барселоной и Мадридом началась перестрелка тяжелой политической артиллерией. По результатам прошлогодней сентябрьской манифестации президент Каталонии Артур Мас объявил о том, что независимость – это главная цель. На гребне народного подъема он поставил все на одну карту. Имея непрочное большинство в автономном парламенте, которое удобно для того, чтобы управлять в мирное время, Мас назначил в середине своего президентства досрочные выборы – в самый, казалось бы, выгодный для себя момент. Его цель – вместо имевшихся спокойных 58% – получить легитимизирующие его 75%, 80%, 90% народной поддержки (о, политологи и советники с их бездарными опросами и прогнозами!). Вновь заехать в парламент Каталонии, но уже на белом коне, и объявить референдум о выходе из состава Испании. Мадрид не посмел бы тронуть всенародно поддержанного трибуна независимости, за которым и улица, и избирательные урны.
Тут началась настоящая полемика на высоких тонах, причем везде – и в телевизоре, и на работе, и в баре, и на футбольном стадионе. Вовсе не было похоже на понарошную атмосферу веселого стеба в интернете: раскол по-взрослому пошел между друзьями, сослуживцами и одноклассниками. В воздухе Каталонии запахло настоящей опасностью. Я помню этот запах, бывал в Латвии в 1990 году перед распадом СССР – вроде ничего особенного пока не произошло, но уже чувствуешь – больше не будет так, как раньше.
В Барселоне я своими глазами видел случаи, когда из-за независимости близкие люди спорили до хрипоты и даже отказывали родственникам от дома. Русские дети вели в местной школе жаркие дискуссии, агитируя за целостность Испании: их можно понять, только выучили испанский, теперь взрослые отделятся, и начинай каталонский учить – ну уж нет. Они доказывали сверстникам в колледже то, что доходов с футбольной «Барсы» и билетов в прекрасный парк Гуэль не хватит, чтобы прокормить всех.
Москва нам поможет
Тем временем президент Артур Мас не сходил с телеэкранов, пытался организовать зарубежные поездки, чтобы объяснить мировому общественному мнению концепцию ненасильственного отделения Каталонии. Одна из этих поездок была в Москву в ноябре 2012-го, незадолго до досрочных выборов в Барселоне.
Среди делегации предпринимателей был тогда и ваш автор. Я пообщался с правительственной командой Каталонии. Впечатление было интересное: нормальные ребята, но нет того опыта, который нужен государственным мужам независимой страны. Есть испанская поговорка: «Старый лис хитрее, потому что – старый, а не потому что – лис». Амбициозный, талантливый и обаятельный Мас образца 2012 года был явно не в курсе про международную real politic. Опций, куда поехать рассказать о своем проекте, прошлой осенью у него было немного – в странах Евросоюза с разговорами про отделение его никто из руководителей не примет, слишком большой вес у Испании в Европе. Соединенные Штаты – не тот масштаб, аудиенции у Обамы не могут получить лидеры многих государств, куда уж тут президенту Каталонии. Из ближнего радиуса остается Россия, не в Таиланд же ехать за поддержкой.
И вот состоялась трехдневная поездка господина Маса в Москву. Всех деталей не знаю, но Кремль изящно указал первоклашке во внешней политике, как в мире дела делаются. Конечно, никакой встречи с президентом или премьером России не состоялось – не по Сеньке шапка. Но и министр (или замминистра) иностранных дел РФ тоже не снизошел – тут уже, скорее, не по табелю о рангах, а потому, что Россия не подает руки сепаратистам. Новые каталонские политики, похоже, просто не знали ни про Ичкерию, ни про Осетию – а откуда? Своих дипломатов у Барселоны нет, а посольства Испании консультировать и помогать «повстанцу» не собирались. Скорее наоборот, усмехаются тихо в донкихотовские усы (их можно понять).
В общем, встретился тогда с Артуром Масом даже не мэр Москвы, а по ранжиру – начальник близлежащей автономии, то есть губернатор Московской области Сергей Шойгу. Наверное, они плодотворно побеседовали и возможно, Мас и изложил бывшему эмчеэсовцу план мирного отделения Каталонии от Испании. Может, даже Сергей Кужугетович (пофантазируем?) и сказал: «Я все Владимиру передам». Да только через три дня труба позвала, и оставил он Московскую область, перейдя в Минобороны. Не в курсе каталонцы, что губернатор в России – человек служивый, и его на другой фронт перебросить могут в любой момент. Так и приехал тогда Артур Мас из Москвы несолоно хлебавши, да еще по возвращении оппозиция ему обструкцию в парламенте устроила. Поскольку жил он с женой в отеле «Украина», в люксовом номере ценой 1600 евро за ночь, на деньги налогоплательщиков. Конечно, общественность тогда успокоили, поскольку по ТВ показали счет: испанская турфирма взяла с него около 300 евро, потому как скидка у нее в этом отеле.
Да и вообще, это ж какой уровень представлений о внешнем мире нужно иметь, чтобы поехать за поддержкой сепаратистской идеи в Россию – страну, которая сама только что болезненно пережила уход национальных регионов. Это с такой степенью профессионализма новые власти будут управлять новым государством?
От выборов к цепи
На фоне таких внешнеполитических успехов на досрочных выборах в прошлом году вышел полный конфуз: результат умеренных националистов был хуже, чем до этого: с трудом удалось набрать около 50% мест. Вместо всенародной поддержки получили они от избирателей холодный душ. Потеряли места в автономном парламенте и колеблющиеся социалисты. Только стойкие промадридские консерваторы остались при своих избирателях, и резко взлетело количество мандатов у радикалов – «каталонских левых республиканцев». Это недавно маргинальное движение превратилось во вторую партию в Каталонии, сделав самый резкий рывок за всю историю демократии в Испании. Известно оно, например, тем, что при принятии присяги в парламенте Испании не кладут руку на Библию и не подают руки королю (ибо атеисты и республиканцы). Они из тех, с кем трудно вести цивилизованный диалог, но именно эта партия сейчас задает тон в Каталонии, имея около 20% мест в парламенте.
В начале 2013 года умеренные националисты пребывали в шоке. Без поддержки подавляющего большинства – проекты по мирному отделению в XXI веке? Нереально. Плюс пришлось признать Каталонию техническим банкротом, который не может платить по своим векселям без финансовых вливаний из Мадрида. Так что политическая жизнь пошла своим чередом. Немного громких деклараций, и снова бесконечный торг за бюджеты, преференции и раздел полномочий. В прессу даже просочилась информация о секретных встречах и договоренностях Барселоны и Мадрида по основным вопросам.
Но выяснилось, что националисты хоть и сбавили темп, но задний ход не включили ни разу. Артуру Масу удалось наладить отношения с центральным правительством и при этом сделать так, чтобы те, кто требует независимости, не могли его упрекнуть в обмане. Налицо процесс старения «хитрого лиса» из поговорки. И вот во время летнего затишья в этой шахматной партии сделан сильный ход, который не сразу оценили по достоинству. Ассоциация «Каталонская ассамблея» начинает через интернет организовывать живую цепочку на день Diada. Для участия надо зарегистрироваться со всеми своими настоящими данными и выбрать один из 722 участков маршрута длиной более 400 км. Для участия надо проехать к месту твоего стояния либо на машине, либо на автобусе: улыбнитесь, москвичи: проезд на этом автобусе каждый оплачивал за свой счет! Инициатива не исходила ни от какой партии, хотя в последний момент ее поддержали как умеренные, так и радикалы. Организация была проведена по интернету и с помощью волонтеров. По сведениям полиции – цепь насчитывала менее 500 тысяч человек, по сведениям националистов (см. обложку газеты La Vanguardia) – 1 миллион 600 тысяч человек.
Конечно, проводится параллель между Via Catalana и Балтийской цепью, которая в 1989 году катализировала стремительный выход Прибалтики из СССР (Литва после этого не пробыла в советском братстве народов и полгода). Сменился и пиар президента Каталонии – теперь накануне Diada он выступил со своими тезисами не в кабинете Шойгу, а в New York Times, как Путин сегодня. Его министр опубликовал статью в The Guardian. И даже в интервью местной прессе Артур Мас запускает термин Catalan Way. То есть борьбу за независимость по-каталонски, исходя из принципов демократии, диалога, законности, цивилизованности, мирного настроя и воли значительного большинства.
Надо признать, что в 2013 году официальная Барселона нащупала верное направление – экспорт национального вопроса. Испанцев не переубедить, и в случае референдума во всей стране отделение не пройдет. По недавнему опросу, на который ссылается газета El Pais, 74% населения Испании против образования самостоятельного государства в Каталонии, в то время как в самой автономии этот процент, по разным оценкам, колеблется от 42% до 54%. Более того, сам референдум только среди каталонцев, который стоит в повестке дня у националистов, – незаконен, на этот счет высказался Конституционный суд Испании. Так что какие-то шансы двигаться дальше есть только в случае международной поддержки. Живая цепь в этом смысле – отличный пиаровский ход и демонстрация силы сторонников отделения. Цель – референдум в 2014 году.
Нужна ли мне их независимость?
Сам я, живя в Барселоне, честно говоря, несколько раз менял свое мнение по поводу независимости. На одной чаше весов позитив – создание компактной, легко управляемой страны высокого уровня развития. Здесь самый большой в Испании поток туристов, в достойном состоянии индустрия и сельское хозяйство, особенно виноделие. Из пяти крупнейших банков страны два – каталонские. Аэропорты, железная дорога, отели – все в идеальном состоянии. Ну и наконец, очаровательная Барселона, лучший европейский большой город на море в теплом климате. На другой – негатив – автоматический вылет из Евросоюза и, вероятно, из евровалюты. Огромный дефицит бюджета, с которым новая страна останется в одиночку. Те же аэропорты, дороги и хорошую, но убыточную инфраструктуру придется оплачивать самим. И немаловажно, что в чемпионате Каталонии по футболу останутся две команды – «Барселона» и «Эспаньол». Месси и Пуйоль сами с собой, что ли, будут играть, или из второй-третьей лиг дворовых команд наберут в соперники?
А кто и как будет организовывать тот же МИД, открывать посольства? Опять же, какую-никакую надо набрать армию и сделать Минобороны. Вопросов больше, чем ответов. И главный для меня – лежит даже не в материальной, а в моральной плоскости: как быть тем каталонцам, кто против независимости? Знаю многих русских в Эстонии с позорным серым паспортом со словом Alien на обложке. Они были против политики отделения, и должны всю жизнь жить с клеймом чужака в своей стране. То же и в Латвии, когда масса народа в один прекрасный день оказалась в эмиграции, не вставая с дивана. Просто поменялись страна и правила игры. Отношение к инакомыслящим как к второсортным и превращение их в иностранцев у себя дома – это та ошибка, которую не должны повторить идущие каталонским путем. Пусть он будет лучше и мудрее балтийского, а там посмотрим, куда он приведет.