В понедельник правительство внесло в Госдуму проект бюджета на 2014–2016 годы. В следующие три года нас ждет дефицит: 391,4 млрд рублей (0,5% ВВП) в 2014 году, 817 млрд рублей (1%) в 2015-м и 485,8 млрд рублей (0,6%) в 2016 году. Поскольку цена барреля Urals в бюджете заложена в размере $94 в 2014 году и $95 в 2015 году, все не так уж плохо. Но проблема не в запланированном дефиците. Дело в том, что части планируемых доходов запросто может и не быть – они просто «нарисованы» на бумаге.
«Ведомости» проанализировали законопроект и нашли в нем несколько проблемных мест.
1. Доходы от повышения пошлины на экспорт нефтепродуктов. В 2015–2016 годах планируется получить дополнительно 468 млрд рублей, повысив пошлину до 100%. Однако для многих НПЗ дальнейший рост пошлин обернется убыточностью или как минимум падением переработки. Так что твердо рассчитывать на все полтриллиона нельзя.
2. Рост собираемости налогов. За три года он должен принести 407 млрд. Но ресурс налогового администрирования почти исчерпан, считают эксперты. В тени осталось не так уже много компаний, которые оттуда можно вывести, тем более что, как говорят в ФНС, руководство поставило цель не давить на бизнес.
3. Дивиденды госкомпаний. Это еще якобы 106 млрд рублей. Но позвольте: бюджет в Думу уже внесли, а никаких поправок к закону об акционерных обществах еще не приняли. Греф, например, не собирается платить обязательные дивиденды в Сбербанке. Сколько еще банкиров последуют его примеру, пока неясно.
4. Приватизация «Роснефти». Это в чистом виде шкура неубитого медведя в размере 423,5 млрд рублей (19,5% минус 1 акция). Какова будет конъюнктура рынка? Будет ли принято фактически решение о приватизации? Неизвестно. В 2013 году, например, план приватизации был больше 400 млрд, а на деле вышло 50 млрд.
Кроме того, могут возникнуть проблемы с компенсациями за беспошлинные поставки нефти в Белоруссию и Казахстан.
Читайте также – Слабое звено: пять недооцениваемых проблем нашей экономики →