Фото: ИТАР-ТАСС / Михаил Климентьев

Сегодня президент Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному собранию Российской Федерации. Его слова об идеологии и политике уже достаточно прокомментировали. Slon составил небольшое руководство по чтению экономической и демографической части Послания и сопоставил с предыдущими высказываниями и открытыми данными.

«Понятно, что в ходе регулярных медицинских осмотров возрастет и число выявляемых заболеваний, возрастет и потребность в высокотехнологичной медицинской помощи. За последние годы мы создали целую сеть федеральных центров, поддерживали те, которые находятся в столичных городах, но и создали новую федеральную сеть таких центров, способных оказывать медицинскую помощь на самом передовом уровне. Нам нужно сохранять и развивать их потенциал. <...> В целом в течение трех лет нам надо сформировать условия, чтобы делать в полтора раза больше высокотехнологичных операций, чем сейчас».

Высокотехнологичная медицинская помощь – это хорошо и правильно. Однако значительный больший ресурс для быстрого увеличения продолжительности жизни россиян – это сокращение смертности мужчин в трудоспособных возрастах. По разрыву между продолжительностью жизни мужчин и женщин наша страна находится на первом месте в мире: мужчины умирают примерно на 12 лет раньше. Для сравнения: во Франции мужчины умирают примерно на 8 лет раньше, а в Турции – на 4. Одна из основных причин сверхсмертности мужчин в России – употребление больших доз крепкого алкоголя в соответствии с национальными традициями и курение. Конечно, акцизы на алкоголь и табак растут, принимаются соответствующие законы, но это делается недостаточно активно. И в Послании не сказано ни слова об этой острейшей проблеме, которая сокращает рабочую силу в РФ и потому ведет к другим – уже упомянутым Путиным – проблемам вроде притока мигрантов и низкого экономического роста.

«Да, конечно, мы испытываем последствия глобального кризиса. Но нужно прямо сказать: основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер».

Раньше Путин настаивал на том, что в нашем кризисе виновата заграница. «Мировая экономика припала, и наша за ней», – заявил он 1 сентября 2013 года.

«Сегодня у нас в среднем из 265 полученных научных результатов только один – только один! – становится объектом правовой охраны. Вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России – менее одного процента. Это не просто мало – это очень мало. В США этот показатель – 12 процентов, в Германии – 7–8, а у наших соседей в Финляндии – 20. Поэтому техплатформы должны быть нацелены на конкретный результат, на получение патентов и лицензий, на практическое внедрение разработок».

Можно увеличить патентование и даже внедрять разработки, но само по себе это не даст экономического эффекта, если инновации продолжат насаждаться сверху.

«Также надо провести серьезную инвентаризацию институтов развития».

Давно пора. Либералам этот лозунг понравится, потому что они ненавидят насаждение инноваций сверху и распил, то есть неэффективную трату средств. А для социалистов и государственников «Сколково», Роснано, РВК и прочих – это низкопоклонство перед Западом и опять-таки распил. Лишь сами сотрудники институтов развития не согласятся с Путиным.

«Отдельно хотел бы сказать о ситуации в моногородах. Это непростое наследие, которое досталось нам еще из советской экономики. Здесь проживает более 15 миллионов человек. Да, немало моногородов и поселков находится в сложном положении. Но здесь есть база: социальная инфраструктура, жилье, профессиональные кадры. Нужно посмотреть, чего не хватает бизнесу, какие преференции ему нужно создать и создать какие условия, чтобы инвестор шел в эти моногорода не из-под палки, а видел реальную выгоду. Поверьте, лучше нам это сделать таким образом, чем вкладывать потом десятки миллиардов в трудоустройство напрямую из бюджета. А придется это делать при известном развитии ситуации.
Также прошу представить предложения по комплексному развитию моногородов, по реализации здесь инвестиционных проектов с предложениями по источникам финансирования, по снятию напряжения на рынке труда и адресному содействию малому и среднему бизнесу».

Такое впечатление, что власти до конца не определились – начать наконец расселять моногорода или все-таки развивать в них малый бизнес. Выступления Максима Топилина и Ольги Голодец создавали ощущение, что правительство скорее хочет расселять. Выступления Владимира Путина – скорее развивать. Возможно, существует и промежуточный вариант. В любом случае, целесообразность существования моногородов на Севере после распада СССР –  большой вопрос.

«В этой связи хочу обратиться к руководителям всех субъектов Российской Федерации. Мы, конечно, знаем о состоянии региональных бюджетов. Но нельзя жить только текущими заботами.
Уже неоднократно звучала идея, которую я, разумеется, поддерживаю: все регионы страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах. Наверное, не все губернаторы аплодируют, но хочу вам сказать, что завтра это окупится дополнительными поступлениями в казну регионов и муниципалитетов. Это же новые предприятия, их просто ведь пока нет, а значит, нет и не будет выпадающих доходов бюджета. И наоборот: создадим условия для таких предприятий – такие доходы появятся».

Конечно, президент знает о состоянии региональных бюджетов –  ведь его же майские указы создали это печальное состояние. Профицитных бюджетов у российских регионов в 2014 году вообще не будет. Налоговые каникулы – это известная идея. Сработает ли? Сказать трудно, но стоит проверить.

«По-прежнему чувствительная тема для предпринимателей – это избыточное внимание со стороны разного рода контролеров. Контрольная работа нужна, но работа по изменению принципов деятельности контрольно-надзорных структур должна быть продолжена.
Она ведется и должна быть продолжена, а чтобы дополнительно повысить открытость в этой сфере, предлагаю создать единый федеральный портал, на котором каждая проверка будет иметь индивидуальный номер. И сразу будет видно, кто ее инициировал, в отношении кого она проводилась, какие мотивы были у проверяющего органа и, самое главное, какие результаты получены в ходе этой проверки».

Судя по тому, какую революцию в умах произвел портал госзакупок, сайт о проверках тоже будет очень полезным и популярным.

«В прошлом году в Послании я говорил о задачах по деофшоризации экономики. Еще одна тема, на которую я хотел бы обратить ваше внимание и к которой считаю необходимым вернуться и сегодня. <...> Поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у меня есть предложения. Вот они.
Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять. <...>
Далее. Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием».

Как верно заметил президент, с офшорами борются и в развитых странах. Проблема в том, что из развитых стран бегут в офшоры, потому что не хотят платить высокие налоги. Из России бегут в офшоры в том числе и потому, что хозяева не хотят, чтобы судьбу их собственности решали российская полиция и российские суды. Одними налогами эту проблему не решить.

«Кстати, именно развитие земств, местного самоуправления в свое время позволило России совершить рывок, найти грамотные кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. В том числе для аграрной реформы Столыпина и переустройства промышленности в годы Первой мировой войны».

Важность местного самоуправления понятна. Но пример выбран не самый удачный. Тут, видимо, Путин имеет в виду деятельность земств во время войны, печально знаменитый Земгор, но они занимались лишь кустарной промышленностью, да и то действия земских «грамотных кадров» не особо успешны.

В начале XX века за Земгором закрепились функции по распределению государственных оборонных заказов в мелкой и кустарной промышленности, а близкие ему по идеологии военно-промышленные комитеты (организации предпринимателей) ведали распределением госзаказов среди крупной и средней промышленности. Земгор отличался низкой эффективностью – на 1 февраля 1917 года он получил от военного министерства заказы на 242 млн рублей, а выполнил только на 80 млн рублей. Из воспоминаний бывшего земгоровца князя Трубецкого: «Бесконтрольное швыряние денег и покупки, не считаясь ни с какими ценами, создавали большие искушения для иных слабых душ. С другой стороны, подрядчики, чуя возможность огромной наживы, искушали взятками некоторых работников закупочного аппарата».

В сентябре 1916 года проправительственная печать обнародовала информацию, что Земгор и военно-промышленные комитеты существовали исключительно за счет государственной казны. Из 562 млн рублей, израсходованных этими организациями, только 9 млн собраны ими – остальные выделены из госбюджета.

«По последним данным статистики за январь – октябрь текущего года, в России зафиксирован естественный прирост населения. Такие результаты мы имеем впервые с 1991 года».

Если брать по месяцам, то впервые естественный прирост населения был зафиксирован в августе 2009 года. И если даже брать январь – октябрь, то в январе – октябре 2012 года естественный прирост населения составил 800 человек, но высокие показатели смертности в декабре 2012-го свели в минус цифру за год. Сейчас все же есть надежда, что декабрьские показатели не уведут в минус годовой итог.

«Рождаемость превысила смертность почти в половине субъектов Российской Федерации. Причем во всех регионах Урала и Сибири, в большинстве регионов Поволжья и Дальнего Востока она опережает среднероссийские показатели».

На самом деле даже в 45 (что больше половины) субъектах зафиксирован естественный прирост населения. Но в этом пассаже есть и более сильная натяжка – все же естественный прирост наблюдается преимущественно в национальных республиках, а Владимир Путин, старательно опуская упоминание Северного Кавказа и говоря про Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток (и не расшифровывая, что это регионы вроде Бурятии, Тувы, Якутии), пытается создать впечатление общего благополучия.