Фото: Виталий Иванов / ИТАР-ТАСС
«Единая Россия» в Госдуме продолжает восстанавливать отмененные ею же нормы законодательства. Сегодня депутаты приняли в первом чтении проект закона о возвращении в избирательные бюллетени графы «Против всех кандидатов». Подобного рода предложения звучали со стороны оппозиции неоднократно, но до сих пор все они отвергались думскими единороссами. Теперь ситуация радикально изменилась. Парламентское большинство активно поддерживает инициативу, а законопроект подготовлен группой сенаторов во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Необходимость восстановления отмененной в 2006 году нормы на Охотном Ряду разъяснял первый вице-спикер СФ Александр Торшин. Он говорил о демократии, о свободе волеизъявления и об обязанности парламента обеспечить любой выбор своим избирателям – в том числе и протестный. И даже уговаривал не пугаться последствий: «Известно, что до 2006 года имели место случаи, когда условный кандидат "Против всех" получал большинство голосов, выборы признавались несостоявшимися, и… (в этом месте Торшин сделал почти театральную паузу) …и – ничего страшного не происходило!» – будто успокаивал раскапризничавшихся детей докладчик на трибуне.
Дети тем временем капризничали
Они (то есть депутаты от оппозиционных фракций) не постеснялись напомнить единороссам, что те непоследовательны. Например, сегодня А. Торшин доказывает, что введение графы «Против всех» «позволит более четко понимать: граждане голосуют за ту или иную партию, или это просто протестное настроение» (сенатор, таким образом, невольно напомнил один из основных лозунгов оппозиции образца 2011 года: «За любого, кроме ПЖИВ»). «А власти, – не смущаясь, продолжил парламентарий, – и политическим партиям это предоставляет возможность объективно анализировать ситуацию и ясно видеть, сколько граждан не поддерживают всех идущих на выборы». В ответ депутат от «Справедливой России» Александр Тарнавский проинформировал, что буквально год назад профильный комитет, выдавая отрицательное заключение на предмет аналогичной законодательной инициативы, мотивировал свое решение тем, что «введение графы противоречит сущности и назначению выборов как института формирования и функционирования органов публичной власти; голосование по данной позиции будет носить заведомо протестный характер, не отражая истинного отношения граждан к кандидату (списку кандидатов) и подменяя процедуру осуществления выбора из множества кандидатов».
«Все течет, все изменяется», – философствовал в ответ Торшин. – Я знаю фракцию, которая очень сильно отстаивала позицию, чтобы оставить. А сейчас, по имеющимся у меня сведениям, эта фракция, возможно, проголосует против того, чтобы восстановить!» Если гость из Совфеда имел в виду ЛДПР (а эта фракция голосовала и за отмену графы в 2006 году, и за ее восстановление годом позже), то зверь прибежал на ловца незамедлительно. Владимир Жириновский попытался воззвать к интересам самих единороссов: «Все, что будет против всех, – это будет и против оппозиции, и против вас. Вы сами усиливаете желание граждан выразить протест против вас. Где логика???» – возмущался лидер партии. Стоит заметить, что ЛДПР в данном случае ведет себя абсолютно предсказуемо: для этой партии, которая в некоторых регионах балансирует на грани проходного барьера, появление столь идейного оппонента может оказаться критическим. Вторую порцию критики обеспечили эсеры в содружестве с коммунистами. Внесенный законопроект не предполагает возможности голосования «Против всех» на выборах президента. Это возмутило думских левых. Они настаивали на распространении права протестного голосования на выборы всех уровней, вплоть до самого высокого. А.Торшин – вновь невольно – признался, что поддержка любого президента (включая действующего) может оказаться не настолько убедительной, как об этом говорит госпропаганда: «Затягивание процесса избрания главы государства очень негативно скажется на развитии нашего государства и его безопасности. Я бы сказал, даже критически может отразиться на жизни нашей страны. Поэтому мы (соавторы) посчитали необходимым на выборах президента не допустить даже теоретически такой возможности, когда кандидат «Против всех» победит всех остальных и выглядеть мы будем как-то не очень хорошо».
В конечном итоге «Единая Россия» в очередной раз блестяще продемонстрировала высочайший класс в искусстве политической эквилибристики, уверенно приведя в пользу восстановления графы «Против всех» все те аргументы, которые в течение восьми лет отметала с негодованием как разрушающие политическую и партийную системы и вообще препятствующие развитию и совершенствованию демократии в стране.