Физики США из Национальной лаборатории в Ливерморе заявили о прорыве в термоядерной энергетике: используя самые мощные в мире лазеры, они смогли не только зажечь термоядерную реакцию, но и впервые в мире получить энергию, которая превышает киловатты, затраченные на сжатие дейтерий-тритиевой плазмы. Об этом говорится в статье, опубликованной 13 февраля в журнале Nature.
Правда, это еще не тот положительный выход энергии, о котором мечтало все физическое сообщество с тех пор, как академик Курчатов в 1957 году в своем знаменитом докладе в Харуэлле рассекретил советские исследования в этом направлении и тем самым инициировал атаку на термояд во всем мире. Превышение энергии выхода, полученное в Ливерморе, очень невелико, это всего лишь сотая доля того, что требуется для поддержания термоядерного процесса. Однако физики надеются, что и этот порог им удастся преодолеть.
Классическая реакция термоядерного синтеза состоит в слиянии ядер двух изотопов водорода, дейтерия и трития и превращения их в ядро гелия. Оставшийся лишним нейтрон уносит с собой высвобожденную энергию, вызывая дальнейшее продолжение термоядерной реакции, делая ее самоподдерживающейся и отдавая энергетический излишек наружу. Но чтобы это произошло, нужны сумасшедшие температуры и давления, нужно еще сделать так, чтобы вложенная энергия не рассеивалась… Необходимо еще очень многое сделать, чтобы эта реакция зажглась и стала подогревать сама себя.
Из 104 концепций зажигания термоядерной реакции лазерная – самая необычная, хотя на вид и очень простая. Есть дейтерий-тритиевая таблетка в пластиковой капсуле и есть множество лазеров, нацеленных на нее (в Ливерморской установке их 192). Все они одновременно бьют импульсами в таблетку, нагревают оболочку, и та взрывается внутрь, обеспечивая давления и температуры, нужные для протекания реакция синтеза.
Маловероятно, что когда-нибудь будет построена лазерная термоядерная электростанция – это место уже занято токамаком, строящимся во Франции. Скорей всего, он так и останется в лабораториях. И в историях о том, как лазерный термояд первым сделал то, чего не смогли сделать другие.