Граффити с изображением Владимира Путина, протягивающего руку украинскому народу на улице Симферополя. Фото: Reuters

Министерство иностранных дел России в официальном заявлении отвергло обвинения в угрожающем развертывании соединений ВС РФ на границе с Украиной. Это было сделано, видимо, в ответ на обнародованное в четверг телеканалом CNN письмо членов Комитета по делам вооруженных сил палаты представителей, направленное Бараку Обаме. Парламентарии в письме предупреждают президента США о вероятности российских ударов по Харькову, Луганску и Донецку и броска в Приднестровье.

«Ничего подобного. Проведенные в марте этого года на европейской части территории России четыре международные инспекции по Венскому документу по мерам доверия и безопасности 2011 года с участием представителей Латвии, Германии, Швейцарии, Финляндии, Эстонии, Бельгии, Франции и Украины не обнаружили никаких «агрессивных приготовлений» и не зафиксировали никакой военной деятельности, кроме ранее заявленной», – говорится в заявлении МИД.

Телеканал CNN, ссылаясь сразу на двух представителей администрации президента США, называет тревожные признаки военной агрессии, среди которых концентрация российских войск у границы с Украиной. Якобы в районах Ростова-на-Дону, Курска и Белгорода находятся свыше 40 тысяч солдат, сообщает американская разведка. Последний раз такие приготовления наблюдались перед операциями в Чечне и Грузии. Российский МИД не стал напрямую опровергать это утверждение, а сослался на выводы украинской комиссии.

«Даже украинская инспекционная группа, побывавшая 18–20 марта в Белгородской области, согласилась с тем, что никакой крупной военной деятельности не проводится. Обнаруженные ею три батальона ВДВ ВС России, находящиеся вне зоны постоянной дислокации (т.е. на учениях), вряд ли можно считать признаком «угрожающего наращивания военной мощи», – отмечается в комментарии.

Москва усомнилась в продолжении сотрудничества по договорам МДБ (комплекс мер контроля над обычными вооружениями и мерами по укреплению доверия и безопасности предусмотрен соглашениями между странами – членами ОБСЕ).

«В чем смысл верификационной деятельности в военно-политической области, если ее результаты не влияют на практическую политику и, в частности, на формирование подходов США и стран НАТО к оценке ситуации вокруг Украины? Связано ли это с тем, что объективная информация, собираемая военными инспекторами, не докладывается политическому руководству? Или сами эти руководители, поддаваясь эмоциям, склонны игнорировать факты в угоду собственным политическим вкусам и предпочтениям? В любом случае наши западные коллеги дают повод сомневаться в эффективности режима МДБ, включая верификационную деятельность, с точки зрения укрепления доверия и безопасности. Будем учитывать это в работе над дальнейшим совершенствованием венского документа и при рассмотрении соответствующих инициатив в рамках форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности», – подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве.