Евросоюз уже не раз вмешивался во внутреннюю политику входящих в него государств, чтобы продавить нужные Брюсселю решения. Доходило даже до смены премьер-министров: на пике долгового кризиса в конце 2011 года Брюссель прямо поучаствовал в отставках неугодных Папандреу в Греции и Берлускони в Италии. Но тогда это по крайней мере можно было списать на чрезвычайные обстоятельства, общую экономическую угрозу и необходимость срочно спасать зону евро, в которой повязаны все.
Сейчас никакой непосредственной угрозы выживанию Евросоюза вроде бы нет, но зато есть политическое решение, с исполнением которого не хочется долго возиться. В Брюсселе решили остановить проект газопровода «Южный поток», чтобы наказать Россию за Украину. А если правительства каких-то стран сопротивляются этому решению, то их можно заменить на другие, более сговорчивые. Именно это сейчас происходит с Болгарией.
Антикиевская цепь
В случае с «Южным потоком» ЕС приходится действительно нелегко, потому что ни одна из европейских стран, участвующих в этом проекте, не проявляет ни малейшего желания отказываться от нового газопровода. Всего ключевых страны четыре: Болгария, Сербия, Венгрия и Австрия. Также есть планы построить ответвления в Грецию, Македонию, Боснию, Хорватию и Словению, но это уже второстепенные участники, можно обойтись и без них. А вот без первых четырех государств строительство «Южного потока» будет бессмысленно.
По идее, самыми дисциплинированными в этом списке должны быть австрийцы. Высокоразвитая страна, всегда была частью Запада, в Евросоюз вступила еще в 1990-х – от кого еще ждать солидарности с Украиной, если не от них. Но в газовом вопросе Австрия показала себя совершенной эгоисткой и до сих пор упорно делает вид, что ничего особенного не происходит. В конце апреля, когда Россия уже присоединила Крым, а ЕС ввел очередную порцию санкций, австрийский газовый концерн OMV спокойно подписал с «Газпромом» соглашение о строительстве «Южного потока». Оно должно начаться уже в следующем году, а на 2017 год намечены первые поставки газа.
Даже сейчас, когда Еврокомиссия прямо заявила, что «Южный поток» нужно остановить, пока не будут устранены все расхождения с законодательством ЕС и разрешен украинский кризис, австрийцы продолжают работать над проектом. Они, конечно, не посылают Брюссель открыто, но и руководство OMV, и канцлер Файман по-прежнему настаивают, что все трудности можно преодолеть, что можно учесть критику, договориться, убедить и в итоге все-таки реализовать этот важный для Австрии и всего ЕС проект.
Дальше по списку идет Венгрия, но там бессмысленно даже пробовать. Венгерский премьер Орбан давным-давно безнадежно испортил отношения с Брюсселем, и надавить на него очень сложно. К тому же за участие в «Южном потоке» Венгрия получила от России в комплекте еще и кредит 10 млрд евро на строительство новой АЭС, так что отказ от газопровода чреват для венгров очень серьезными потерями. Поэтому Венгрия, несмотря на Крым, санкции и Донбасс, сейчас ведет переговоры с Россией не об остановке, а о том, чтобы, наоборот, ускорить строительство «Южного потока» на своей территории.
Склонить к антироссийским решениям Сербию почти нереально. Тем более что она не входит в Евросоюз. Там пока не собираются останавливать подготовительные работы перед строительством, которое должно начаться в следующем году. По словам сербского министра энергетики, «Южный поток» для Сербии очень важен, поэтому они откажутся от проекта, только если откажется весь Евросоюз, – строить отдельный кусок в Сербии бессмысленно.
Русскоэнергетические горки
Осталась только Болгария, и именно ее Брюссель выбрал как слабое звено, устранив которое можно остановить всю цепочку. Болгария для этой цели подходит идеально, потому что, во-первых, географически расположена так, что без нее что-либо строить бессмысленно, как бы ни старались все остальные. А во-вторых, во всей Европе вряд ли найдется другая страна, которая была бы более переменчива в своей энергетической политике, чем Болгария.
У Москвы налажены (неизвестно, каким образом) прекрасные отношения с болгарскими социалистами – прямыми наследниками болгарской Компартии. А вот отношения с болгарскими правыми – отвратительные. Поэтому последние лет десять энергетика Болгарии живет в таком маниакально-депрессивном психозе. Когда у власти социалисты, болгары щедро подписывают пачки соглашений об энергетическом сотрудничестве с Россией. Когда на их место приходят правые, наоборот, – все соглашения расторгаются, не глядя на неустойки, компенсации и судебные иски.
До «Южного потока» такие качели были с нефтепроводом Бургас – Александруполис, соглашения по которому социалисты подписывали, а правые – расторгали. То же самое со строительством АЭС «Белене»: социалисты у власти – подготовка кипит, правые – все замораживается. И так до самого 2012 года, когда правый премьер Бойко Борисов окончательно расторг соглашение с Атомстройэкспортом, хотя к тому времени Болгария успела вложить в эту АЭС почти 3 млрд евро.
В случае с остановкой «Южного потока» Брюсселю не повезло, потому что ему выпали социалисты. Так получилось, потому что из-за зигзагов энергетической политики в Болгарии резко подскочили цены на электричество, и в начале прошлого года правому правительству Бойко Борисова пришлось уйти в отставку из-за массовых протестов, не утихавших несколько месяцев.
Сменившие Борисова социалисты тут же подписали с Москвой все, что требовалось, и уже начали строительство своей части «Южного потока», не обращая внимания на критику Брюсселя. Сначала в декабре прошлого года Еврокомиссия мягко намекнула болгарам, что с проектом надо подождать, потому что его условия не совсем соответствуют законодательству ЕС – не дают должной свободы доступа к участию компаниям из третьих стран. Потом, в апреле, Европарламент принял резолюцию с призывом отказаться от «Южного потока», потому что Россия использует газ как энергетическое оружие. И болгарское правительство самым наглым образом ответило, что вы тогда российский газ в «Северном потоке» заблокируйте, а «Южный» нам оставьте.
Угрозы, деньги, измены
Наконец, в конце мая уже сам председатель Еврокомиссии Баррозу прямо потребовал от Болгарии немедленно все остановить, потому что Брюссель начинает расследование тендера на строительство болгарского участка «Южного потока» – у еврокомиссаров есть сомнения, что там все было честно и прозрачно. Тендер выиграли совместно болгарский «Газпроект Юг» и «Стройтрансгаз» гражданина ЕС Геннадия Тимченко.
Но болгары все равно не унимались: расследуйте, что хотите, нам скрывать нечего, но работы по «Южному потоку» останавливать мы не будем. После такого ответа Евросоюз пошел на крайние меры: 3 июня Брюссель заморозил субсидии на региональное развитие, которые полагались Болгарии из единого бюджета ЕС. Формально – из-за того, что брюссельские аудиторы обнаружили сомнительные операции с этими субсидиями в прошлые годы. В принципе, такое с Болгарией уже случалось и раньше, но в этот раз оно вот так странно, почти день в день совпало с обострением конфликта из-за «Южного потока».
И все безрезультатно. Болгарское правительство по-прежнему твердило, что все противоречия можно устранить, критику учесть, а газопровод построить, как будто они – Австрия. Но нет, Болгария – не Австрия, с ней на равных говорить не будут, и Брюссель быстро нашел способ ей это продемонстрировать. Младший и традиционный партнер социалистов по правящей коалиции, «Движение за права и свободы», представляющее турецкое меньшинство, 5 июня вдруг решило, что нельзя так спорить с Брюсселем. Они с такой политикой не согласны и требуют досрочных выборов. Так, скорее всего, и будет, потому что в одиночку у социалистов не наберется большинства в парламенте и они не смогут сохранить свое правительство.
Предыдущие досрочные выборы были в Болгарии всего год назад, весной 2013 года, но болгарское общество очень переменчиво в своих симпатиях. За 25 лет, прошедшие со времен распада соцлагеря, они ни разу не оставили у власти одну и ту же партию. Каждое голосование – смена власти. На прошедших две недели назад выборах в Европарламент они опять отдали победу правой партии Бойко Борисова, которого всего год назад свергали массовыми протестами. Поэтому на досрочных выборах почти точно победит он. Дальше Борисов первым делом расторгнет соглашение с Россией о «Южном потоке», потому что этого от него требует его предвыборная программа, тесная дружба с США и вообще вся логика болгарской истории. Ну а Евросоюз наглядно продемонстрирует лидерам других государств Восточной Европы, что с ними будет, если они надумают проводить собственную, не согласованную с Брюсселем политику.