За шумом украинских баталий мало кто заметил обсуждение необходимости закрытия юридического рынка России, инициированное председателем комитета партнеров «Егоров, Путинский, Афанасьев и партнеры» господином Афанасьевым на Петербургском юридическом форуме. Неизбежное развитие этой идеи может положить начало как своеобразному юридическому конфликту по восточно-украинскому сценарию, так и тихому захвату российского юридического рынка по методу «взятия» Крыма. Последнее, впрочем, более вероятно.

Прерии российского юридического рынка

Что представляет собой современный юридический рынок России? Обыкновенную прерию. Где-то посредине этой прерии высится сильно обветшавший, но все еще очень гордый собой форт адвокатуры. Есть достаточное количество красиво оформленных и хорошо укрепленных поселений колонистов – дочерние фирмы крупных международных юридических компаний или компании с их участием. По остальным 90 процентам территории носятся толпы размалеванных в разные цвета индейцев: кто одет лучше, кто хуже, кто с ружьем, кто с луком, – это разные «отечественные» юридические фирмы, которые, в общем, никем, кроме себя самих, не регулируются. Некоторые из них выглядят очень привлекательно (если глянуть на рейтинги), прямо как Гойко Митич в известных в советское время фильмах, но по крови они остаются все теми же нерегулируемыми индейцами.

Надежно укрепленные и красивые поселения колонизаторов, разумеется, давно вызывают хорошо скрываемую зависть у предводителей индейских племен… ой, извините, разумеется, уважаемых представителей российского юридического сообщества. Как часто я слышал от российских юристов, бывавших в Лондоне: «Вот если бы «иностранцев» не было на российском рынке, тогда бы мы….». И в их мечтательно закатываемых глазах сразу становилось видно увеличение почасовой ставки как минимум втрое. Если можно сказать, что «Крым – это наша земля», то почему, в конце концов, нельзя просто взять и сказать, что «юридический рынок России – это наш рынок, и мы его, извините, будем держать». Тут, конечно, глупо было бы отрицать, что есть очень могущественная группа авторитетных лоббистов и юристов, которые хотели бы выкинуть с российского рынка иностранные юридические компании или сильно их ограничить и установить над рынком жестокий контроль в свою, разумеется, пользу. Ибо любой передел, как учит нас история, должен быть обязательно кому-нибудь выгоден.

Время для передела российского юридического рынка выбрано практически идеально. Если Россия находится в состоянии долгоиграющего конфликта с Западом, то как на российском юридическом рынке можно терпеть тихое присутствие «пятой колонны» – большого количества юридических компаний, находящихся под прямым контролем иностранцев? Это вам, извините, не какая-то чахлая оппозиция, собирающая деньги в сети на организацию очередного шествия. Это прекрасно образованные, организованные и финансируемые люди, за спиной которых стоят громадные юридические консорциумы, чью совокупную мощь трудно себе и представить. Фактически – инопланетное вторжение (ведь согласитесь, что в каждом юристе есть что-то от инопланетянина). Через юридические компании проходит и аккумулируется гигантский объем информации о самого различного рода сделках, связанных с крупнейшими российскими компаниями. На этом фоне совершенной глупостью было бы, создавая «национальную платежную систему», не создать заодно и «национальное юридическое сообщество». 

Как бороться с юридическими инопланетянами 

 
Некоторые недоумевают: как можно вытеснить иностранцев с российского юридического рынка, когда во многих «иностранных» российских юридических компаниях работает по 80–90% россиян. Но ответ очевиден: дело не в российских сотрудниках, а в том, кто их контролирует, и в том, каким правилам и стандартам они подчиняются. То есть в том, кто и за что их может уволить и кого и почему они должны бояться. Понятно, что сторонники вытеснения или ограничения иностранцев хотят, чтобы в подавляющем большинстве в российских офисах зарубежных фирм командовали русские и подчинялись они сугубо российскому регулированию.
 
Какой может быть система подобного регулирования? Думаю, что в ближайшее время нам уже покажут некий ее прототип. Скорее всего, она будет заключаться в принудительном загоне всех юристов, желающих практиковать, в адвокатское сообщество, которое немедленно мутирует в некий суперъюридический гигант. Приманивать юристов станут понятным пряником: принимая в сообщество при самом что ни на есть минимуме базовых требований – высшее юридическое образование плюс, например, два года стажа и положительная характеристика.
Регламентацию приема новых членов можно уточнить и ужесточить на следующих этапах, когда за спиной будет многотысячная когорта уже лицензированных юристов, активно поддерживающих жесткую фильтрацию новых членов. Новый адвокатско-юридический супергигант и разработает (по согласованию с кем надо, разумеется) новые правила игры для иностранцев на российском юридическом рынке. Это может быть все, что угодно: начиная от прямого лицензирования и заканчивая обязательным письменным экзаменом по русскому языку для всех желающих практиковать в России. Но конечный результат введения может быть только один: «ярлык» (он же лицензия) на оказание юридических услуг на территории Российской Федерации будет выдаваться (и отниматься) в одном окне. И стандарты деятельности российские офисы международных юридических гигантов будут вынуждены соблюдать российские. Впоследствии система будет творчески дополняться различными поправками в законодательство (в зависимости от лоббистской мощи нового юридического сообщества), которые обяжут совершать те или иные сделки исключительно в соответствии с российским законодательством, не допуская миграции крупных коммерческих споров в Лондонский и Стокгольмский арбитраж. Результат внедрения подобной системы, разумеется, сильно порадует российское юридическое сообщество и серьезно огорчит западное, которое обязательно проведет несколько конференций на тему «Путин и удушение юридической конкуренции в России».

Что будет, если дать юристу 300% прибыли

 
Разумеется, скрестить западного юридического ужа с российским нерегулируемым ежом так, чтобы образовавшийся в результате подобного скрещивания гибрид оказался хоть сколько-нибудь жизнеспособным, крайне сложно. Но, скорее всего, даже будучи поставленными в самые жесткие условия – принять новые правила игры или фактически уйти из России – часть иностранных юридических фирм, особенно не находящихся в разных «магических» кругах, пойдет на сознательную сделку с новой системой российского регулирования. Все, кто думает, что российская юридическая система окажется в изоляции, глубоко ошибаются. Условия конкуренции на международном юридическом рынке столь жестоки, что диктуют крайне высокие требования к гибкости позвоночника у руководства юридических фирм. И только супергиганты смогут, может быть, проигнорировать «новый российский» юридический рынок из соображений имиджа. И то, скорее всего, потом об этом пожалеют. Потому что лучше быть ограниченным и регулируемым участником огромного российского рынка (который, разумеется, будет фактически покрывать и вновь создаваемый Евразийский экономический союз), чем не быть им вовсе.
Итак, факт, что российские юристы находились в состоянии индейской (или казачьей) вольницы на протяжении многих лет, позволяя иностранцам спокойно поедать лучший кусок российского юридического пирога. Факт, что время как-то урегулировать деятельность юристов и превратить их в некое подобие цивилизованного юридического сообщества, которое имеется в любой стране Европы, давным-давно настало. И тоже факт, что новая система должна и будет регулировать и ограничивать деятельность иностранных юридических фирм в России, превращая их во все более и более «российские». Ничего плохого или иррационального, ничего такого, чего раньше не случалось во многих странах, в этом нет. Тот факт, что в Европе есть «единое юридическое пространство», не исключал в свое время примат национального регулирования. И не исключает того, что Россия сможет впоследствии присоединиться к этому «единому пространству» полноправным сильным юридическим игроком. 
 
При введении новой системы большинство иностранцев, пошумев для порядка, быстро к этому привыкнет. А меньшинство негибких просто уйдет. И через какие-нибудь десять лет все будут воспринимать как абсолютно состоявшийся тот факт, что юридический рынок в России действительно российский. Ну, примерно так же, как будут через десять лет воспринимать факт присоединения Крыма.