Владимир Путин. Фото: ИТАР-ТАСС/Михаил Метцель

Делать плохие прогнозы в этом году особенно приятно: что ни напишешь, все сбудется. Дойдя до решающей стадии процесса верстки бюджета на 2015 год, чиновники встали как вкопанные: денег России на все задуманное не хватает, пора решать, как покрыть недостачу. Именно об этом речь шла еще в апреле, когда премьер Медведев осторожно намекнул, что бюджетное правило – это не догма, а всего лишь руководство к действию, которое, если что, не проблема переписать.

Теперь Минфин как бы отвечает премьеру: переписывать правило не обязательно, но можно, например, повысить налоги: поднять ставку налога на доходы граждан и ставку НДС, а заодно разрешить регионам вводить налог с продаж. Игра «найди источники пополнения казны» станет, видимо, главным занятием чиновников до ноября, когда определяться нужно будет уже президенту Путину: обойти вопрос недостачи такого размера в послании парламенту, очевидно, нельзя. Речь идет о совершенно фантастических суммах: с 2017 по 2020 год стране нужно где-то найти 4 трлн рублей. Но это дело перспективы, прямо сейчас у кабинета Медведева есть «лист ожидания» из нескольких ФЦП, которые признаны годными, но на которые в 2015–2016 годах чиновникам не хватает триллиона рублей. Где взять эти деньги – вот вопрос пятилетки.

Требуется чудо

Российская экономика обсчитана с ног до головы: она зависит от небольшого набора параметров, изменяя которые можно моделировать процессы, происходящие как минимум в бюджетной системе, как максимум (в это верят чиновники Минэкономики) – повсеместно. Зная, сколько примерно будут стоить баррель нефти и рубль, можно сказать, сколько денег будет у государства и как сильно оно сможет подстегнуть рост ВВП, который все больше зависит от государственных инвестиций. В этом-то и драматизм ситуации, деньги нужны сверхплановые; тех, которые государство точно получит, не хватает. Все очень похоже на семейный бюджет: вы знаете, какая у вас получка и сколько до нее осталось, других денег у вас нет. Надо или тратить меньше, или найти халтуру, то же самое происходит и с госказной. Есть, правда, небольшие отличия. Вы можете пойти и занять у друзей или у банка, а Россия – не может. У ее друзей туго с деньгами (Китай на друга явно не тянет, больше он похож на соседа-комсомольца, который предлагает вместе растить лук на вашем балконе), а банки, западные банки прежде всего, денег ей сейчас не дадут. В правительственных бумагах чиновники это состояние новой холодной войны с Западом обтекаемо называют «ростом геополитической напряженности», объясняя при помощи этого эвфемизма и невозможность дешево занять у банков, выпустив казенные облигации, и отсутствие иностранных инвестиций.

Фактически России нужно чудо. Если придерживаться строго научного подхода, то, чтобы понять, может ли Россия рассчитывать на него в будущем и как его устроить, надо проанализировать какое-нибудь уже случившееся с ней чудо похожего свойства. И такое чудо есть, оно произошло в первом квартале этого года. По прогнозу чиновников, бюджет должен был закончить его с дефицитом, но вместо этого получился незапланированный доход. План удалось перевыполнить аж на 495 млрд рублей, или на 3,1% к ВВП. Нефть дала лишних 269 млрд рублей, все остальное – еще 226 млрд. Проанализировав, откуда взялись эти деньги, можно точно и исчерпывающим образом описать все места, где президенту Путину стоит и не стоит искать средства на рост зарплат из майских указов, на ледоколы и на перевооружение армии. Проблема, которая стоит перед президентом, после такого анализа раскроется во всем своем драматизме: деньги внутри страны найти можно, но их придется отобрать у одних групп, чтобы отдать другим. Найти их, никого не обидев, не удастся.

Соки земли 

Рост цен на нефть на $5 за четыре месяца из-за войны на Ближнем Востоке, рост добычи в России и рост экспорта (Европа забирает газ зимними, а не весенне-летними темпами) дали России двести с лишним миллиардов рублей сверхдохода в первом квартале. К сожалению, ни один из этих факторов нельзя назвать долгосрочным, надежным источником ликвидности для страны. За пять лет цены на нефть еще несколько раз обязательно резко поднимутся (а потом опустятся), а Европу еще ждут новые холодные зимы. Но спланировать такие доходы не удастся, поэтому занести их в список пригодных компонентов для изготовления чуда роста доходов бюджета нельзя.

Правда, этого нельзя сказать в целом о нефти и газе: бюджет может рассчитывать на сверхдоходы, но только если заберет их у нефтяных компаний, которые сейчас получают льготы примерно на триллион рублей в год. Среди пострадавших от их отмены окажутся два крупнейших налогоплательщика страны: «Роснефть» и «Газпром», под угрозой могут оказаться нефтяной (льготы позволяют «Роснефти» осваивать новые месторождения в Восточной Сибири) и газовый контракты с Китаем. Решится ли Владимир Путин покуситься на их доходы, пока непонятно, хотя последние заявления «Роснефти» о переходе к «органическому росту», читай – отказу от крупных покупок, говорят в пользу того, что подобное возможно.

Кошелек мытаря

Изменения в структуре базы и ставках НДС дали стране в I квартале 2014 года 87 млрд рублей дополнительных доходов, поэтому неудивительно, что Минфин предлагает найти деньги для казны, увеличивая налоги: транзакционный налог на добавленную стоимость и налог на доход физических лиц. И то и другое – это наши с вами доходы: или мы будем меньше получать, отдавая больше государству, или нам придется больше тратить на продукты и услуги, потому что, как известно, НДС платит их конечный потребитель. Рискну предположить, что налог на доходы до 2018 года не вырастет – это важная часть социального контракта Путина и определенная гарантия неухудшения уровня жизни для нового путинского большинства. А вот НДС, скорее всего, поднимут, вернув ставку 20% на большинство групп товаров. Налог с продаж смогут ввести только очень крупные, привлекательные регионы, вроде Санкт-Петербурга и Москвы, поэтому вряд ли Минфин будет настаивать на его введении.

Деньги регионов

К теме налогов тесно примыкает тема бюджетного федерализма в широком смысле, то есть тема перераспределения налоговых потоков внутри кровеносной системы консолидированного бюджета России. 117 млрд рублей федерации принесли в первом квартале регионы: это остатки целевых субсидий, которые они не смогли потратить в предыдущие годы. Понятно, что источником пополнения казны этот показатель тоже не станет, как и война на Ближнем Востоке, но он дает представление о масштабах средств, которые можно высвободить за счет их перетока от федерации к регионам и обратно. Логичное решение в этой области – отказаться от федеральных льгот по налогам, уплачиваемым в местные бюджеты, – напрашивается само, оно принесет регионам примерно полтриллиона рублей ежегодно. Инвестиционная привлекательность, которую эти льготы должны повышать, в условиях отсутствия инвестиций не так уж важна, деньги на счете любому губернатору гораздо важнее.

Легкий рубль

66 млрд рублей с января 2014 года получила казна за счет девальвации рубля. Очевидно, что отказываться от такого мощного источника пополнения бюджета совсем нельзя, многие экономисты прямо ставят на «легкий» рубль, утверждая, что он может помочь и бюджету, и экономическому росту в целом. Платить за такую легкость придется нам: цены на импорт вырастут, ускорится инфляция. В первом квартале продукты подорожали на 4%, услуги и непродовольственные товары – на 1,4%. Правда, есть вероятность, что со скрипом заработает импортозамещение, которое, несмотря на ослабление рубля, пока буксует. Девальвацию можно устраивать не чаще чем раз в год, приносить она будет до 100 млрд рублей (валить рубль сильнее слишком рискованно), но это тоже деньги.

Грани дозволенного 

Как мы только что убедились, чудеса бывают, но на все потребности России их не хватит. Кроме вышеперечисленных, есть и другие способы заработать деньги на стабильность –например, продать часть госакций той же «Роснефти» или приватизировать «Транснефть» и «РЖД». Именно это имеет в виду министр экономического развития Алексей Улюкаев, настойчиво повторяя слово «приватизация» последние несколько месяцев. Формально президент Путин пока от нее не отказывался, хотя она, очевидно, буксует. После 2012 года на рынке все-таки удалось продать часть акций Сбербанка и «Алросы»; акции ВТБ купили арабские инвесторы по закрытой подписке. Выполнимо и условие, выдвинутое президентом Путиным в 2013 году: приватизация крупных кусков госсобственности возможна, но только в российской юрисдикции, на Московской бирже. Понятно, что тех денег, которые Россия могла бы получить, находясь в состоянии мира с Западом, сегодня получить не получится. 

Но в нынешней ситуации любые средства хороши. Может быть, в этом и кроется, например, объяснение нынешней микрооттепели на украинском фронте. Россия может жить вообще без западных денег, но будет вынуждена себе все время в чем-то отказывать. Если геополитическая температура начнет падать, есть шансы, что отказывать придется в пустяках, а не в чем-то серьезном.