Когда руководитель «Роснефти» Игорь Сечин предсказывает рост нефтяных цен до $140–150 за баррель «через пять-семь лет», прогноз на такую дальнюю дистанцию можно признать безошибочным. Себестоимость добычи действительно растет, «простых» в разработке месторождений остается все меньше. Однако в ценовом коридоре верхний предел зависит не только от качества месторождений.

При приближении нефтяных цен к планке $150 можно ожидать переключения потребителей на другие энергоносители: на уголь и газ для электрогенерации, на водородные топливные элементы для автомобилей, на возобновляемые и альтернативные источники. Мир ждет появления новых прорывных технологий, которые удешевят разработку трудноизвлекаемой нефти.

А вот слова Сечина «рынок должен будет предложить такую цену, которая оправдает наши инвестиции» звучат так, словно менеджер «Роснефти» собирается отдавать команды рынку, а тот должен будет повиноваться. Реальность суровее: рынок способен и упасть, обесценив многомиллиардные инвестиции в добычу продукта, который вдруг потеряет ценность для потребителей.

Сомнения вызывают слова об открытии «месторождения легкой нефти в Карском море». Рановато и планировать добычу на этом проекте через 5–7 лет. Подытожим: до испытаний и до вердикта ГКЗ рассуждать об «открытии» и сроках освоения, мягко говоря, преждевременно. 

«1024» – новый блог на Slon: быстрые микроколонки и мнения экспертов объемом не более 1024 знаков.