Фото: REUTERS / Vasily Fedosenko

Выборы в Верховную раду Украины состоялись. На момент написания этого материала Центризбирком завершает подсчет результатов. Однако общая картина уже видна, и она, мягко говоря, удивляет.

Что можно сказать наверняка? Выборы невиданные.

История Украины еще не знает выборов, чьи результаты были бы настолько далеки от открытых соцопросов (насколько могу судить, и от ряда закрытых). И даже данные экзит-поллов в этот раз относительно неточны, но при этом отличны от реальности не в ту сторону, которая позволила бы говорить о злоупотреблениях (условная партия власти набирает меньше предсказанного). Всего два года назад, на прошлых парламентских выборах, обсуждали феномен «Свободы», которая смогла набрать более 10% при анонсированных 5–6%. На нынешних выборах таких «феноменов» – каждый второй участник, и разница в ряде случаев значительно больше четырех процентов. Похоже, на этих выборах многие делали решающий выбор уже в кабинке для голосования – и исходили при этом из событий последней недели перед выборами.

Невзирая на относительно высокий проходной барьер, в Раду только по партийным спискам заходит большое количество политсил (по предварительным данным – семь: в сети уже шутят о семипартийщине). По мажоритарке зайдут и другие. Так что украинский парламент восьмого созыва будет на редкость разношерстным.

Зато противоположная ситуация сложилась на фронте «олигархических инвестиций». Серьезное влияние в парламенте получили лишь два олигархических клана. Во-первых, так называемая группа «Росукрэнерго», она же «Фирташ – Бойко – Левочкин», которая влияет на большую часть Оппозиционного блока, Радикальную партию, ряд нардепов от УДАРа и некоторых мажоритарщиков. Во-вторых, группа «Приват», Игорь Коломойский со днепропетровские товарищи, прочно связанная с Народным фронтом и, опять-таки, протолкнувшая часть своих представителей и симпатизантов по мажоритарке. Влияние остальных крупных финансово-промышленных групп значительно снизилось. Что в перспективе светит переделом собственности.

И, поздравьте Украину, – это восьмой созыв ее парламента и первый, в который не прошли ни коммунистические, ни националистические партии (не считая отдельных мажоритарщиков). Противостояние «коммунисты – националисты», которое определяло весь облик украинской политики на заре государственности, ушло на второй план.

Отличительная черта этих выборов – относительно низкая явка. Не то чтобы это было критично (52% – вполне нормальная цифра), но, учитывая крайнюю политизированность страны в последний год, многие ожидали большего. С другой стороны, это может указывать и на поляризацию общества: мол, часть тех, кто был сильно расстроен самим фактом Майдана, просто не пришли на выборы.

Тем не менее теперь-то говорить о хунте на Украине стало совсем уж смешно. Сначала Народный фронт, после Майдана имея де-факто полную власть, в результате президентских выборов отдает пост главы государства и доступ к ключевым рычагам власти Петру Порошенко. Теперь, напротив, Петр Порошенко, имея доступ к этим рычагам, по результатам парламентских выборов теряет часть позиций в пользу Народного фронта и других партий. Мягковато для Пиночета. Даже для Путина мягковато.

Ошибки на пути

Какие выводы стоило бы сделать из самого хода выборов?

Партия власти, Блок Петра Порошенко, набрала заметно меньше, чем могла бы. Часть ее потенциальных голосов перетекла к Народному фронту. Возьмусь предположить, что среди массового избирателя причиной стала эффективная информационная кампания последнего, а среди избирателя более разборчивого – большое количество старых лиц в президентской команде.

Упавшая звезда этих выборов – Радикальная партия Олега Ляшко. Наш главный популист, «украинский Жириновский», которому прочили второе место, растерял множество голосов буквально за последние две недели и чуть было не вылетел за проходной барьер. Фактически это знаменует перелом в «войне медиахолдингов»: медиамощности группы «Росукрэнерго» во главе с телеканалом «Интер» проиграли битву за умы медиамощностям «Привата» во главе с «1+1». Для украинского общества проигрыш Ляшко – знак позитивный: людей, ведущихся на громкие и пустые лозунги, оказалось почти вдвое меньше ожидаемого.

А звезда восходящая – «Самопомощь», набравшая около 11% вместо предполагаемых 5–7%. Своим триумфом партия мэра Львова обязана избирателям Киева. Тут сыграли и рациональные, и иррациональные мотивы: с одной стороны, киевляне слишком долго завидовали Львову за его почти европейские подходы к организации городской инфраструктуры, с другой – «Самопомощь» удачно подала себя выразителем интересов городской интеллигенции. И выиграла сражение за эту нишу у «Гражданской позиции», которая, увы, так и не попала в парламент. Вывод для последней: зря пренебрегли телевизионной рекламой, зря не смогли выстроить позитивную повестку, сосредоточившись на критике ситуации в стране и действий правительства.

Осколок Партии регионов, Оппозиционный блок попадает в Раду с относительно скромными результатами. Но для них сейчас и это неплохо. Их естественная тактика – позиционировать себя пророссийской силой и играть на ошибках майдановской власти. Правда, в Раде и на киевских улицах придется сталкиваться в лучшем случае с холодным презрением. В худшем – с тумаками. Отольются кошке мышкины слезки.

Наконец, «Батькивщина» Юлии Тимошенко лишь чудом не вылетела за барьер и из крупнейшей парламентской фракции превращается в мельчайшую. Харизма Юлии Владимировны дает сбои, ей сложно приспосабливаться к изменениям в настроениях общества. Но в этот раз ее спас стержневой электорат преданных фанатов.

И еще раз был доказан великий принцип украинской политики: мажоритарка, то есть выборы в одномандатных округах, – зло. Здесь было все, что и раньше: провокации, грязный пиар, разборки, братки и триумфы местных феодалов. Уже сейчас по соцсетям расходятся массовые призывы к свежеизбранным политикам первым делом изменить закон о выборах и убрать из него это безобразие раз и навсегда.

Коалициада

Что дальше? Интересные игры. В формирование парламентской коалиции, выборы спикера и смену кабмина.

С первой игрой все более-менее понятно. Президенту нужно конституционное большинство. Он и его команда этого особо не скрывают. Следовательно, две трети состава парламента – триста нардепов. Это позволит… да в общем-то все, что угодно. Любые реформы и любые действия.

С мечтой сбить такую команду, ни с кем особо не торгуясь, пришлось распрощаться. Это было бы возможно, если бы президентская команда набрала процентов на десять больше, а премьерская (Народный фронт) – процентов на десять меньше. Плюс если бы прошла «Свобода» (по настойчивым слухам, ее поддержкой администрация президента уже успела заручиться). Можно было бы добрать мажоритарщиками, присоединить еще кого-то не слишком амбициозного, сделать главой нового кабмина нынешнего первого вице-премьера, лояльного и исполнительного человека Порошенко, Владимира Гройсмана.

Теперь уже не выйдет. Теперь приглашать в команду придется очень амбициозных – собственно Народный фронт. И на их условиях. Которые наверняка включат в себя сохранение кресла премьера за Арсением Яценюком и, возможно, кресла спикера за Александром Турчиновым. С точки зрения украинского общества и дальнейшего развития в стране политической конкуренции такой вариант лучше, чем монополизация власти людьми Порошенко. Если не подерутся. Также в команду, с хорошей вероятностью, будет приглашена «Самопомощь». Говорят, у нее есть амбиции взять гуманитарный блок в правительстве, в частности должность министра образования. Что-что, а это должны отдать с радостью.

В итоге может выйти далеко не худшая коалиция – по крайней мере с точки зрения промайдановской части общества, которая, собственно, и сыграла первую скрипку на этих выборах. С другой стороны, перед страной маячит призрак 2005 года, когда после триумфального первого Майдана оранжевые безнадежно разругались между собой, не поделив власть и полномочия. А сейчас страна в значительно более сложной ситуации. Ее экономика требует немедленных реформ – органы власти просто не могут себе позволить взять паузу на разборки. Не говоря уже о непрекращающемся военном конфликте на востоке.

Осторожный оптимизм внушает то, что победители выборов, судя по недавним публичным заявлениям Порошенко и Турчинова, это понимают. Возможно, в этот раз они будут готовы поставить интересы страны выше личных амбиций.