Фото: REUTERS / Kacper Pempel


В прошлом году курсы зарубежных валют покоряли одну психологическую отметку за другой, включая невообразимые 100 рублей за евро. В 2015-м панические настроения, казалось бы, схлынули.

В конце января Банк России позволил себе немного снизить процентную ставку, которую он экстренно повысил в конце прошлого года в том числе для обуздания девальвации. В феврале укрепление рубля, по словам аналитиков, оказалось рекордным за всю новейшую историю России. С конца января по 12 марта на Московской бирже доллар потерял 11% своей стоимости, евро – 17%. Slon спросил экономистов, почему это произошло и что будет с курсом дальше.

Почему рубль укреплялся после января?

Во-первых, подорожала нефть. В 2014 году цены на сырье обвалились вдвое – и примерно во столько же ослабла российская валюта к доллару. Фьючерсы на сорт Brent достигли шестилетнего минимума $47 за баррель. А с начала февраля «черное золото» торговалось уже в районе $60 и оставалось на этом уровне до настоящего времени.

Во-вторых, государство потребовало от подконтрольных ему экспортеров («Роснефть», «Газпром», «Алроса» и другие компании) продавать свою валютную выручку. Некоторые нефтегазовые компании делают это вполне добровольно, так как поверили в устойчивость рубля, писали аналитики Sberbank CIB в начале марта.

В-третьих, прошли пики платежей по внешним долгам. «Черный вторник» в середине декабря 2014 года был следствием дефицита долларов в условиях, когда российским предприятиям нужно было платить по зарубежным долгам. Пик нынешнего года пришелся на январь – февраль, однако «черный вторник» не повторился.

«Февраль мы прошли достаточно спокойно, несмотря на то что там надо было много погашать – примерно половину от объема декабря 2014 года. В условиях высокой волатильности курса и высоких процентных ставок спекулятивные атаки стали малопривлекательными. У инвесторов появилась уверенность в том, что ничего плохого с рублем пока не случится», – говорит Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал».

В-четвертых, после Минских соглашений о прекращении огня на востоке Украины, заключенных 12 февраля, смягчился геополитический фактор. Хотя для курса рубля в настоящее время он не имеет такого значения, как состояние мировых рынков и цен на нефть, отмечает Брагин.

«В последние два месяца снизились ожидания усиления геополитической напряженности и санкций. Минские договоренности – это некий якорь, поскольку были заключены с участием лидеров европейских стран – Олланда и Меркель», – поясняет Валерий Миронов, заместитель директора Института «Центр развития».

Будет ли рубль укрепляться дальше?