Фото: ИТАР-ТАСС / Илья Яковлев
Кризис подталкивает к проведению реформ. В теории это верно, однако в случае России власти пока не обсуждают такой шанс. Если мы посмотрим на январский антикризисный пакет правительства, то за исключением некоторых мер по дополнительной либерализации условий ведения бизнеса о далекоидущих реформах в нем речи не идет. Более того, заметен как недостаток интереса, так и дефицит экспертных компетенций для того, чтобы масштабно заниматься долгосрочной повесткой реформ.
Текущий кризис далек от катастрофы, и начался он по не зависящим от внутренних проблем российской экономики причинам. Конфликт на Украине и падение цен на нефть – это экзогенные факторы. Если их действие прекратится, Россия выйдет из кризиса или по крайней мере из рецессии. А вот проблема поддержания высоких темпов роста после кризиса остается нерешенной.
После 2010 года торможение нашей экономики происходило быстрее, чем в большинстве других стран с переходной экономикой
Все долгосрочные проблемы экономического роста и их накопление были очевидны еще до нынешнего спада. После 2010 года торможение нашей экономики происходило быстрее, чем в большинстве других стран с переходной экономикой. Решения, которые, как казалось, годились еще пять-шесть лет назад, уже не слишком полезны в новой ситуации. Если пять лет назад мы могли надеяться, что ВВП России может устойчиво расти темпом 4–5% в год, сейчас мало кто всерьез рассчитывает более чем на 2–2,5%. Этого недостаточно, чтобы дальше сокращать разрыв с развитыми странами, и потенциально сулит очень серьезные проблемы в долгосрочной перспективе.
Рост реального ВВП, 2010–2015 (% в год)
Источники: МВФ, Росстат, Бюро экономического анализа США