Бывший директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич.

Бывший директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич.

Фото: Кирилл Кухмарь / Коммерсантъ

В минувшую пятницу, 10 апреля, Министерство культуры опубликовало пресс-релиз по итогам встречи с директорами российских театров. Из пресс-релиза следует, что директора «полностью поддержали» министра культуры, осталось только не вполне ясно в чем – то ли в конфликте вокруг постановки «Тангейзера» в Новосибирском театре, то ли в более широкой дискуссии о свободе самовыражения в искусстве. Впрочем, это не важно. Директора дают понять, преимущественно анонимно, что это все неправда и их подставили – действительно, большинство из них еще недавно публично вступались за уволенного новосибирского директора Бориса Мездрича, – и что Минкульт их просто использовал.

Сама логика сюжета вокруг «Тангейзера» подсказывает, что встречу Мединского с директорами можно сравнить с эпохальной встречей Владимира Путина с клубом РСПП после ареста Ходорковского, где было сказано, что «дело ЮКОСа» исключение, никого больше не тронут, «налогового террора» – в нашем случае тотальной официальной цензуры, худсоветов и пр. – не будет, и пожалуйста: истерика прекратилась. Кульминацией заседания, видимо, следует считать момент, когда подключенный по скайпу виновник торжества Владимир Кехман (в недавнем прошлом импортер фруктов, а теперь – новый директор Новосибирского театра), со слов очевидцев, оборвал критику в свой адрес предложением поднять руки тем, кто выступает за отставку министра: его-то все полоскать готовы, а вы давайте скажите свое громкое «нет» настоящей власти.

Разорившийся предприниматель бежит в провинциальный город, где, выдавая себя за блюстителя религиозных истин, по блату получает должность директора крупного театра – чем не сюжет

Провокация удалась: театральное сообщество было вынуждено молчанием признать свое поражение – точно так же, как десять лет назад со своим жалким, полностью зависимым положением смирились и крупные российские предприниматели. «Единичное» «дело ЮКОСа» действительно стало исключением из правила – в том смысле, что сформировало новую модель взаимодействия государства с бизнесом. Так и в театрах: официальную цензуру, может быть, не введут, худсоветы под вопросом, зато в Минкульте всерьез озабочены критериями «переосмысления классики», а над каждой сколько-нибудь заметной постановкой теперь витают свиные головы. И, как в «деле ЮКОСа» налоговыми претензиями было формально прикрыто обвинение в попытке государственного переворота, так теперь Владимир Кехман упрекает своего поверженного предшественника, снятого за богохульство по жалобе служителя РПЦ, в расточительности и бюджетной неэффективности.