Работа Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

Работа Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

Фото: РИА Новости

Не успели до конца остыть эмоции, вызванные стремительной девальвацией рубля в конце прошлого – начале текущего года, как ЦБ РФ столкнулся с новым испытанием – carry trade, который цепко подхватил российскую валюту и уверенно понес ее вверх, несмотря на довольно неуверенную динамику рынка нефти. Это, по сути, та же спекулятивная атака на регулятор, но направленная не против рубля, а в обратную сторону и приносящая, начиная с определенного момента, проблемы экономике.

Шутка ли, с конца января, когда доллар и евро находились на пиках текущего года (71,85 рубля и 81,55 рубля соответственно), эти основные резервные валюты похудели к завершению первой декады апреля на 21,5 рубля и на 28 рублей соответственно.

Стоимость нефти марки Brent за этот период подросла лишь на $6 за баррель, и этот рост не был таким уверенным, чтобы спровоцировать рост курса нашей национальной валюты.

Как работает carry trade

Что же произошло? Просто в начале года в России сложились очень комфортные условия для заработка с использованием механизма carry trade, основанного на ощутимой разнице в ставках валют при условии, что валюта, в которую идет конвертация, демонстрирует стабильность.

Геополитические риски инвестирования в рублевые инструменты существенно снизились после Минска-2, и та заинтересованность, с которой Ангела Меркель и Франсуа Олланд готовили, а затем и провели встречу, уверили инвесторов в том, что на этот раз перемирие в Донбассе удастся установить.

Обострение ситуации на Ближнем Востоке, приведшее к военной операции в Йемене, обеспечило комфортные ценовые уровни на рынке нефти, которые устояли, даже несмотря на достижение договоренностей между Ираном и «шестеркой» по поводу ядерной программы Тегерана (что сулит приток иранской нефти на рынок).

Эти два кита, на которых стала строиться база для роста рубля, дополнились активным поиском инвесторами недооцененных инструментов на развивающихся рынках. Основные фондовые индексы на Западе находятся на исторических максимумах. Доходность государственных облигаций этих стран ушла в минус – то есть инвесторы приплачивают за то, чтобы безопаснее разместить имеющиеся средства. А тут представляется возможность получать рублевую доходность под 17% годовых (ключевая ставка ЦБ к концу января) и выше в условиях ожидающегося к тому же роста рубля – соблазн велик, и правильный ответ на него – это carry trade.

Держатели долларов и евро (порой взятых в кредит на Западе под нулевой или близкий к этому процент) начали массированно продавать их за рубли и вкладываться в высокодоходные рублевые инструменты.

Впрочем, carry trade всегда палка о двух концах, которая может больно ударить инвестора, когда возможности для игры схлопываются

Это обеспечило удачные размещения Минфином ОФЗ (в последние недели) под доходность выше 10% годовых (то есть ниже ключевой ставки ЦБ РФ). Получился взаимовыгодный бизнес – и Минфин фиксирует переподписку на свои бумаги, выполняя программу привлечения средств, и инвесторы получают рублевую сверхприбыль, особенно с учетом того, что, выходя из рублевых инструментов, они возвращаются в доллары и евро уже дешевле, чем продавали их на этапе входа. В итоге, возвращая заемную инвалюту западным банкам-кредиторам, они остаются в хорошем плюсе.

Что делать ЦБ и каким будет курс рубля?