«Билайн» и МТС запустили с несколькими банками пилотный проект по оценке потенциальных заемщиков (скорингу) на основании анализа big data (массивов данных) о своих абонентах. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на банковском рынке.

По данным издания, в проекте участвуют около 20 банков, которым операторы мобильной связи продают скоринг-балл, который сформирован на основании данных о потребительском поведении клиента. Представитель «Билайна» Анна Айбашева подтвердила данную информацию, добавив, что «пока о коммерческой эксплуатации говорить рано».

В МТС заявили, что компания уже провела пилотный проект по скорингу абонентов с несколькими банками и сейчас завершают реализацию технического решения по оценке рисков заемщика. Готовый продукт при этом планируется предложить до конца 2015 года.

Как рассказал собеседник газеты, знакомый с деталями проекта «Билайна», оператор планирует использовать информацию о платежах клиента за мобильную связь, а также данные, полученные с помощью геолокации. В частности, будет изучена информация о покупках клиента, о том, ездит ли он за рубеж и пользуется ли автомобилем.

Представители МТС отметили, что оператор будет оценивать риски заемщика на основе анализа данных о его отношениях с оператором, в том числе, частоты смены номера, количества вхождения в блокировку номера и степени регулярности пополнения баланса.

Юристы утверждают, что при использовании данной схемы операторы и банки не несут рисков на законодательном уровне. Как пояснил управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев, закон «О персональных данных» не запрещает юрлицам обмениваться некоей цифровой комбинацией по конкретному абоненту при наличии его согласия на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам.