
Flickr.com / Robin Jaffray
Яхта, конечно, роскошь, а не средство передвижения. Тем не менее все больше обычных людей собираются с друзьями, сбрасываются и проводят отпуск под парусом. Многие молодые предприниматели присматриваются к растущему рынку и мечтают запустить сервис, который помогал бы зафрахтовать лодку так же быстро и легко, как сегодня можно арендовать жилье по всему миру. Однако аналога Airbnb для яхт пока нет и близко. В преддверии лета Slon разобрался, почему революция пока не случилась и каков сегодня кратчайший путь на борт.
Как устроен рынок аренды яхт
У того, кто хочет арендовать яхту, есть три варианта. Если у вас нет капитанской лицензии, но есть деньги, можно обратиться в турагентство или чартерную компанию, которые не только подберут вам тур под ключ с командой и капитаном, но и возьмут на себя консьерж-услуги: бронирование перелета и ресторанов по ходу маршрута и прочее. Это первый вариант.
Второй вариант: счастливые обладатели капитанских лицензий обычно ищут лодки сами — через интернет-агрегаторы (Sedna, Latesail.com и Yachtbooker), которые, как Booking.com или Skyscanner, собирают предложения всех чартерных компаний (посредников) или компаний-провайдеров (обладателей лодок). Третий вариант: минуя агрегатор, обратиться напрямую к чартерным компаниям или провайдерам, располагающим крупными парками собственных лодок.
Компаний-провайдеров в мире насчитывается более 550, чартерных компаний — больше 11 тысяч, и через них идет основной поток сделок.
Так или иначе, между теми, кто сдает яхты, и теми, кто их арендует, есть один, два, а то и три посредника, агентская комиссия которых в сумме составляет 15–25%, иногда и больше.
Логично ожидать появления онлайн-сервисов, которые автоматически связывали тех и других напрямую. Почему их до сих пор почти нет?
По стопам Airbnb
С идеей сделать сервис аренды яхт впервые выступили в самом Airbnb. Сейчас у сайта есть соответствующий раздел, где в аренду можно найти более трех тысяч лодок. Среди них довольно много плавучих домов, на которых не выйдешь в море. Те, на которых можно отправиться в путешествие, нужно отбирать вручную.
«Думаю, скоро у нас будут тысячи лодок, и Airbnb станет лучшим маркетплейсом для их бронирования онлайн», — заявил на Quora Брайан Чески, основатель Airbnb, еще в 2011 году.
«Мы уверены, что в будущем не станет разницы между онлайн- и офлайн-бизнесом, — говорит Екатерина Кукуреко, PR-директор Airbnb в России. — Уже сейчас 80% музыки и 35–40% мебели продается онлайн. В будущем 80–90% всей аренды, будь то жилье или яхты, будет доступно онлайн».
За последние годы сервисы для шеринга яхт запустили более пяти крупных компаний. Самая заметная из них — американская BoatBound, привлекшая уже $4,5 млн. Пока, правда, большая часть предложений здесь все равно от чартерных компаний, поскольку частные собственники лодок еще не рискуют сдавать яхты напрямую.
Еще одна американская компания, GetMyBoat, стартовала в 2013 году и предлагает 30 тысяч лодок в 135 странах. Среди других игроков на этом рынке — итальянская Marinanow с инвестициями $500 тысяч и парком 4000 лодок разных типов, а также компания Qraft из Пало-Альто (на сервисе можно арендовать не только яхты, но и мотоциклы, гаражи и самолеты).