Сегодня Государственная дума приняла во втором чтении законопроект «о праве на забвение». Он должен вступить в силу с 1 января 2016 года и позволяет гражданам России добиваться от поисковых систем удаления ссылок на интернет-страницы, которые содержат незаконную, недостоверную или неактуальную персональную информацию.
Законопроект активно критикуется интернет-компаниями и профессиональным сообществом. После первого чтения некоторые его положения удалось скорректировать, уточнить и смягчить. Что в итоге получилось и чем нам всем грозит этот закон?
Новый закон – это очередной этап государственного давления на Рунет?
Распространена версия, что государство с помощью нового закона пытается в очередной раз ограничить пока еще относительно свободный интернет: чиновники в результате получают официальный инструмент для того, чтобы «подчищать» информацию о себе в Сети. Но все не так однозначно: в рядах самих чиновников консенсуса по поводу «права на забвение» в нынешнем виде нет.
Инициаторы законопроекта – члены Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы. Среди депутатов, предложивших закон, есть вездесущие Сергей Железняк, Леонид Калашников и Мария Кожевникова.
При этом против основных формулировок закона выступает Минкомсвязи. По словам замминистра связи Алексея Волина, любая информация или ссылки на нее могут быть удалены только по решению суда и только в том случае, если суд признает эту информацию не соответствующей действительности: «Все остальное не имеет смысла: человек должен отвечать за то, что он сделал в жизни».
По неподтвержденной информации «Интерфакса», правительство подготовило проект отрицательного отзыва на законопроект, ссылаясь на то, что он ухудшает качество поиска в интернете. Раскритиковали проект и юристы правового управления Госдумы.
Тем не менее текст законопроекта с некоторыми изменениями был одобрен ко второму чтению профильным комитетом.
Кто и почему выступает против закона?
Против закона выступают интернет-компании. В «Яндексе» подготовили подробное заключение на первоначальный текст законопроекта.
В кратком изложении аргументы таковы. В компании считают, что закон вступает в противоречие с действующим законодательством (включая Конституцию РФ) и со сложившейся судебной практикой: он необоснованно и непропорционально ограничивает права граждан на поиск и доступ к информации, а также возлагает на коммерческие организации несвойственные им функции государственных органов.
Закон, по мнению юристов «Яндекса», приведет к тому, что поиск и доступ к большому объему общественно значимой информации может быть затруднен со ссылкой на защиту частных интересов. Кроме того, «право на забвение» открывает широкое поле для злоупотреблений, поскольку информацию предлагается удалять исключительно по жалобе, без каких-либо обоснований. Наконец, закон фактически позволяет по одному ничем не подкрепленному требованию прекратить выдачу ссылок в поисковой системе на широкий круг сайтов, преследуя при этом в том числе коммерческие или иные цели, не имеющие отношения к защите своих личных прав.
Но главное – закон, как это часто бывает с регулированием технологической сферы в России, очень плохо написан. Некорректные определения и расплывчатые формулировки позволяют интерпретировать его положения по-разному, затрудняя работу частного интернет-бизнеса.