РИА Новости / Евгений Фельдман
Певица Земфира, выступая в Грузии, развернула на сцене украинский флаг. И сразу стала новым объектом травли. Как раньше Андрей Макаревич, Диана Арбенина, Лия Ахеджакова, «Театр.doc», Гоголь-центр, телеканал «Дождь». Шаг за шагом травля стала приемлемым способом коммуникации в современном российском обществе – ее взяли на вооружение официальные государственные СМИ, популярные радио- и телеведущие, а выходки анонимных «активистов», вывешивающих обличающие баннеры на центральных магистралях столицы, проходят с молчаливого одобрения властей. Самое время вспомнить, как это делалось в Советском Союзе. И почему.
Качественная травля всегда начинается с осуждения коллег. Это самое страшное – вовсе не гнев начальства, не репрессии госорганов, а превращение вчерашних соратников во врагов. Советская классика – открытые письма деятелей культуры, которые осуждали вчерашних товарищей. Вот, например, письмо в «Правду» от 31 августа 1973 года: «Поведение таких людей, как Сахаров и Солженицын, клевещущих на наш государственный и общественный строй, пытающихся породить недоверие к миролюбивой политике Советского государства и по существу призывающих Запад продолжать политику холодной войны, не может вызвать никаких других чувств, кроме глубокого презрения и осуждения». Внизу подписи Чингиза Aйтматова, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Расула Гамзатова, Валентина Катаева, Сергея Михалкова, Бориса Полевого, Константина Симонова, Михаила Шолохова и двух главных столпов советского официоза: Анатолия Софронова и Алексея Суркова.
Многие из этого списка отметились за десять лет до того в травле Пастернака. Именно глава Союза писателей Сурков написал статью «О поэзии Пастернака» в «Правде». А главный редактор «Огонька» Софронов выступил на встрече московских писателей с обличительной речью, суть которой свели позже к знаменитой фразе «Пастернака не читал, но осуждаю». Лев Ошанин и Борис Полевой требовали выслать Пастернака из СССР и лишить его гражданства.