Коммерсантъ / Василий Шапошников
Владимир Путин упразднил Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и передал ее функции Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Изначально независимый регулятор тарифов создавался для определенных отраслей, которые попадали под закон о естественных монополиях, но потом туда было добавлено еще много всего. Подобная структура начала свое существование в середине 1990-х годов по требованию МВФ и Всемирного банка, которые настаивали на том, чтобы регулирование монополий осуществлялось по законодательно утвержденной методологии и четким процедурам квазисудебного характера – чтобы все решения были прозрачными и их можно было бы впоследствии оспорить. Это соответствует западной практике, где рассмотрение тарифных заявок монополий носит открытый квазисудебный характер и на заседаниях может присутствовать каждый.
Система создавалась и настраивалась во второй половине 1990-х и начале нулевых годов. Начиная с 2004 года, когда была упразднена Федеральная энергетическая комиссия, где я в том числе работал, и по сути вместо нее была создана Служба по тарифам, эта система была в значительной степени включена в административную вертикаль и подчинена правительству. Процедура квазисудебного рассмотрения тарифных заявок и принятия решений фактически была очень жестко ограничена административно и законодательно. С тех пор эта служба превратилась в номинальную. Она сохраняла ценность как исследовательский аппарат, который делал много работы по анализу издержек, инвестиционных программ, экономики монополий и так далее. Но как серьезный независимый регуляторный институт, каким ФСТ мыслилась в 1990-е годы, служба фактически перестала существовать.