Геологи на освоении зоны БАМа в Сухом Логе. Иркутская область, 1988.

Геологи на освоении зоны БАМа в Сухом Логе. Иркутская область, 1988.

ИТАР-ТАСС / Эдгар Брюханенко

Владимир Путин говорил, что экономический кризис и падение цен на нефть сами подтолкнут российскую экономику к структурным изменениям. Но пока все происходит наоборот, и вместо диверсификации экономики мы снова занимаемся добывающими проектами. Так, государственная корпорация «Ростех» недавно подала заявку на разработку крупного месторождения золота Сухой Лог в Иркутской области. И это притом, что «Ростех», как и все госкорпорации (кроме АСВ и «Олимпстроя») задуманы как инновационные – и одним из первых проектов «Ростеха» в свое время стал знаменитый смартфон.

Вместо либерализации российская экономика быстро движется в противоположном направлении – назад в советское прошлое. Этот экономический курс основан на двух принципах: государство поощряет антирыночную политику и прямо или косвенно дотирует экономические проекты. Вот три примера.

1. Проектное финансирование

Безобидное на первый взгляд явление. Однако за красивым термином скрывается попытка имитации инновационного процесса через «внедрение прогрессивных производственных технологий, которые уже известны и будут опубликованы в справочнике “наилучших доступных технологий”» (как записано в принятом год назад Федеральном законе №219-ФЗ от 21 июля 2014 г.). Не могу ничего сказать о доступности справочника, пока его вроде бы никто не видел, известно лишь о разработке… 47 (!) справочников НДТ, но выдача средств по программе уже давно началась, сразу превратившись в банальное дотирование «нужных» госкомпаний.

Что означает такое дотирование? Разумеется, усугубление сырьевой направленности российской экономики, а также создание финансовой структуры, параллельной банковскому и фондовому рынку. Иначе как трактовать попадание в список потенциальных получателей средств из фонда «проектного финансирования» вслед за «Роснефтью» еще и Федеральной сетевой компании? Пока потенциальный объем этого канала поставки финансовых ресурсов несопоставим с возможностями привычной финансовой системы, но на фоне замершего банковского кредитования реального сектора он становится заметным источником перекачивания средств от одних бизнесов (как правило, успешных и потому исправно платящих налоги) к другим (не столь благополучным) через Минфин и Центральный банк. Это еще один канал «суррогатной инвестиционной системы» (подробнее см.: Зубов, Валерий и Иноземцев, Владислав. Суррогатная инвестиционная система // Вопросы экономики. – 2015, № 3, с. 76–86), которую правительство пестует в последние месяцы в противовес усилиям Центробанка, направленным на оздоровление и «приведение в порядок» финансовой системы.

2. Импортозамещение

Хотелось бы все-таки узнать, на какие позитивные исторические примеры опирается внедряемая на практике идеология импортозамещения. Отрицательные известны: многие страны Латинской Америки и Африки в 1950-е и 1960-е годы; из ныне существующих особое внимание привлекают Куба и КНДР. Да и Россия знакома с такой стратегией не понаслышке. И если министр сельского хозяйства говорит о необходимости в течение десяти лет добиться стопроцентного самообеспечения продовольствием, помнит ли он, что в Советском Союзе эта задача вроде бы была решена. При двух неприятных моментах: во-первых, об этом не знал рядовой житель страны, так как он ходил в обычные магазины, где на прилавках было шаром покати, а в свободной продаже обнаруживались только соль и спички; и во-вторых, страна к закату ее командно-административной системы стала крупнейшим в мире импортером зерна.

Сегодня Россия пока еще экспортер зерна. Животноводство благодаря импортному племенному поголовью и растениеводство – опять-таки благодаря завозимому посадочному материалу – внушают умеренный оптимизм. А привычный российский ассортимент пока еще удерживается на привычном уровне благодаря контрабанде из Белоруссии и Казахстана. Однако контрабандный сыр уже давят с помощью катков, а свинина горит в печах. И в контексте импортозамещения впору ждать новых трендов – и в аграрном секторе, и в промышленности.

3. Сырьевой сектор

Но самые интересные процессы разворачиваются в сырьевом секторе.