Образ школы в XIV веке

Образ школы в XIV веке

Под словом «схоластика» в узком смысле принято понимать богословие и философию Высокого Средневековья (IX–XIV вв.). Однако в широкий контекст этого явления входят первые университеты, профессора и студенты, приемы и формы ученого труда и в целом все, что мы бы сейчас назвали «системой науки и образования».

В современном русском языке слово «схоластика» стало синонимом «бесплодного умствования, начетничества, буквоедства» (словарь Ушакова). Даль в XIX веке дал еще более резкое определение: «философия внешности, основанная на логике или на диалектике; вообще, школярство, школярное направленье, сухое, тупое, безжизненое». Это следствие рецепции схоластики через «школьное богословие» XVII века, когда и без того выхолощенная католическая теология Контрреформации была перенесена в семинарии Киева и Москвы и там приобрела окончательно бурсацкий вид. Немецкое scholastish тоже не очень лестный термин – «отвлеченный, догматичный». А вот к западу от Рейна «схоластический» имеет другие коннотации: английское scholastic – синоним для «педантичный, очень утонченный, разделенный на мельчайшие детали»; французское scolaire – «детализированный, книжный», причем это вторичные значения, а главное – «относящийся к образованию». Scholar в английском языке употребляется в значении «ученый-гуманитарий» («ученый-технарь» переводится как scientist), а основной тест для поступления в колледжи в США именуется Scholastic Aptitude Test – «проверка способности к учению». В этом очерке мы разберемся, каким образом схоластика оставила по себе такой противоречивый след.

Схоластика была продуктом именно христианской религии с ее уникальными особенностями. Жрецы рациональной и светской веры римского мира были гражданскими политиками и не нуждались в сложных богословских построениях. Интеллектуальный труд в Риме считался досужей забавой свободного человека, а не средством к существованию и тем более не делом всей жизни. Хакамы исламского мира сочетали богословские труды с правосудием, государственным управлением, медициной и другими светскими занятиями: так, великий персидский поэт и математик стал известен нам как Омар аль-Хайям – «Омар-палаточник».

Христианство же еще на первом, полутайном этапе своего существования создало концепцию индивидуального спасения и произошедшую из нее практику монашеского отшельничества. Когда христианство стало государственной религией, светские руководители христианских общин стали превращаться в отдельный жреческий класс. Сложившееся в середине первого тысячелетия сословие христианских клириков приобрело несколько особенностей: клирики считались представителями особой духовной власти «не от мира сего», в их обязанности входило распространение христианского учения, защита которого от искажений требовала крайне изощренной интеллектуальной подготовки; по мере роста церковных владений в Западной Европе также появился обычай безбрачия священников (целибат), – чтобы должности в церкви не переходили по наследству.

Таким образом, христианство западной ветви стало причиной возникновения – впервые в истории! – признанного класса людей, занятых преимущественно умственным трудом, причем это сословие было транснациональным, формировалось не по праву рождения, а по личным качествам, говорило на одном общем языке (средневековой латыни) и подчинялось одному лидеру (папе римскому). Интересно, что в «греческой» церкви такого выделенного класса сравнительно независимых интеллектуалов не сложилось – возможно, потому, что церковные власти были в жестком подчинении у византийских императоров, а может, из-за отсутствия целибата.

В основе обучения клириков лежала иерархия тривиум – квадривиум – философия – богословие. Тривиум и квадривиум вместе составляли «семь свободных искусств». В тривиум входили грамматика, логика и риторика, в квадривиум – арифметика, музыка, геометрия и астрономия.

В греко-римское время формальных программ и стандартов обучения не существовало – что должен знать образованный человек, неофициально было известно всем; античные источники упоминают «круг образованности» и «свободные искусства» – то есть искусства, которыми прилично заниматься свободному человеку. Но при этом каждый учитель преподавал по своему плану и методикам, а школы были, как правило, частными группами при отдельном учителе.

Первую образовательную систему создал Аниций Манлий Северин Боэций (480–524), канцлер Теодориха Великого и ученый, считающийся первым схоластом и «последним римлянином». Считается, что именно Боэций предложил термин «квадривиум» (лат. «четыре пути») и создал методическую базу «семи свободных искусств». Боэций был в значительной мере толкователем и популяризатором. Он написал учебники по арифметике и музыке, которые были в своей основе компиляциями, сочинение об основах риторики и диалектики – на основе Цицерона и других римских риторов – и небезынтересные комментарии к философии Аристотеля и его последователей. Боэций предпринял свои труды, наблюдая продолжающийся упадок античного знания, но популярный характер его работ сделал их доступными большому числу читателей и помог сохранить образовательную традицию в Европе. На следующие несколько столетий – вплоть до нового открытия арабского и греческого знания – Боэций стал основным источником образования.