Турецкий пограничник на границе Турции и Сирии.

Турецкий пограничник на границе Турции и Сирии.

REUTERS / Murad Sezer

По данным Международной организации по миграции, на начало сентября более 360 тысяч беженцев прибыли в страны ЕС через Средиземное море. Это больше, чем за весь прошлый год. Миграционный кризис стал одной из ключевых тем в европейских СМИ в последние месяцы, а некоторые политики поднимают вопрос о возможном пересмотре Шенгенского соглашения. О сложившейся ситуации и возможных методах воздействия на нее Slon поговорил с профессором Института европейских исследований в Брюсселе (IES), специализирующемся на вопросах миграции, доктором Кристофом Роосом.

– Количество запросов на получение убежища в ЕС выросло почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Насколько критичны эти цифры с точки зрения способности социальной системы стран Евросоюза справиться с таким наплывом людей?

– Такое увеличение безусловно отразится на ресурсах стран ЕС. В первую очередь – на наиболее активно принимающих странах. В настоящий момент это Германия, Швеция, Франция, Англия, Италия и Венгрия. Эти страны по-разному подготовлены к происходящему. В Германии последствия будут ощущаться несколько меньше, поскольку экономическое положение в этой стране более благоприятное. В то же время сильнее всего эффект почувствуют Франция, Венгрия и, конечно, Италия.

– То есть Германия, которая в этом году примет 800 тысяч мигрантов, переживает кризис не так остро?

– Да. На данный момент беженцы не рассматриваются в Германии как угроза немецкому обществу. В противоположность, скажем, Великобритании, где среди населения и в СМИ распространено мнение, что мигранты – угроза социальной системе и местному рынку труда. В Германии же дискуссия обычно посвящена тому, как правильно использовать имеющиеся ресурсы для интеграции прибывающих. Плюс ко всему в Германии наблюдается убыль населения и недостаток рабочей силы. Поэтому, например, объединения работодателей подталкивают правительство к либеральной миграционной политике.

Мы уже можем наблюдать нарастание ксенофобских настроений в Восточной Европе

– Учитывая влияние на ресурсы стран, стоит ли ЕС поставить перед собой задачу снижения числа мигрантов? Или все методы воздействия на их количество оказываются неэффективными?

– Властям приходится одновременно работать над снижением числа беженцев и над интеграцией тех, кто уже прибыл в страну. Сокращение потока прибывающих может в первую очередь достигаться за счет ограничения доступа к убежищу выходцам из стран, которые можно считать безопасными. Примером являются Балканские страны, откуда приезжает до сорока процентов всех беженцев. В этих странах не происходят военные действия, там нет репрессий против гражданского населения. Еще одной мерой в данном вопросе является перераспределение мигрантов внутри ЕС – из стран, испытывающих большой приток, в те государства, где прибывающих меньше.

– К вопросу о распределении. Премьер Словакии, например, говорил, что его страна не хочет принимать беженцев-мусульман. Возможно ли нормальное размещение беженцев в странах Восточной Европы, не привыкших к большим иммиграционным потокам?