ИТАР-ТАСС / Александр Угоренков
Кризис пришел в Россию всерьез и надолго. Вариантов действий немного. Хуже того, ни один из них в обозримой перспективе не приведет к выходу из кризиса. Дело не только в нехватке средств. Возможные точки экономического роста – пространство для государственных инвестиций – давно поделены между близкими к Кремлю структурами, чья эффективность принесена в жертву лояльности. Даже несмотря на девальвацию рубля, не стоит ожидать иностранных инвестиций: слишком уж ухудшился за последние полтора года имидж власти и страны в целом. Не говоря уже о санкциях.
И вот государство опять обещает бизнесу послабления. «В условиях кризиса всегда лучший ответ – это расширение свободы предпринимательства», – заявил только что Владимир Путин, продолжая таким образом разговор, который ведется в течение всей новейшей истории России.
В принципе подход верный. С количеством малых предприятий у нас все в порядке. Суммарный вклад в ВВП – чуть больше 20%. Но в более развитых и устойчивых экономиках бывает и 40%, и даже 60%. То есть пространство для роста – огромное.
И нельзя сказать, что вообще ничего не делается. Например, расширены полномочия ФНС по предоставлению налоговых отсрочек, смягчена административная ответственность юридических лиц, введен трехлетний мораторий на проверки. Предпринимаются и другие незначительные, но на практике полезные шаги: бизнес освобожден от обязанностей предоставлять выписки из реестров и иметь круглые печати, расширены нотариальные функции для упрощения регистрационных процедур, отменены ограничения на документооборот.
Правительство обещает на три года воздержаться от любых инициатив по повышению налогов. (Правда, предложение повысить выплаты по обязательному социальному страхованию более чем на 13%, видимо, проходит по другой статье.)
На ТВ возвращается реклама алкоголя российского производства. Впервые за долгие годы упала цена на водку. Государство, прежде срывавшее голосовые связки на пропаганде здорового образа жизни и подкреплявшее ее соответствующими запретами, теперь так же решительно под давлением лоббистов от бизнеса приносит это здоровье в жертву экономической целесообразности, необходимости поддержать производителей и рекламный рынок.
Можно сказать, что налицо новый тренд: отказ от следования высоким стандартам в подражание развитым экономикам.