Кирилл Махаринский.

Кирилл Махаринский.

Фото: Alexander Kissel

Кирилл Махаринский, сооснователь российского онлайн-поисковика отелей «Островок», после своего ухода из компании в мае 2014 года, почти не рассказывал о себе. За эти полтора года предприниматель освоился в Лондоне и готовит к запуску новый проект – Enki – в надежде перевернуть рынок онлайн-образования. Slon выяснил у Махаринского, в каких он отношениях с «Островком», как чувствует себя проект Quid, в который вложили деньги известные инвесторы Питер Тиль и Макс Левчин, и почему свой новый бизнес он делает в Лондоне, а не в Кремниевой Долине.

– Начнем с самого известного проекта – «Островка». Вы ведь еще остаетесь его акционером?

– Да, и у меня достаточно большая доля, чтобы до сих пор волноваться о том, что происходит с компанией. Я вхожу в совет директоров, общаюсь с командой регулярно, каждый месяц.

– И как компания себя чувствует? Как на ней сказались ситуация в экономике и девальвация рубля? Наверняка ведь меньше стали отели бронировать.

– Как ни странно, все очень позитивно. Во-первых, наши деньги, привлеченные от инвесторов, лежат в банке в долларах, а расходы, если пересчитывать их в доллары, в полтора раза уменьшились. То есть, получилось, что у нас в полтора раза больше денег, чтобы выполнить те задачи, которые мы наметили до следующего раунда инвестиций. Во-вторых, в кризис намного легче договариваться – с арендаторами, например, и другими контрагентами. В-третьих, и это не только у нас происходит, в кризис у сотрудников появляется дополнительная мотивация, чтобы эффективнее действовать: вариантов сменить работу в среднем меньше. Поэтому кризис – отличное время, чтобы строить компанию, если есть достаточно ресурсов и если есть правильная команда. Единственный минус – намного труднее стало привлекать деньги для развития бизнеса.

– А все-таки, что со спросом, с продажами? Упали?

– Наоборот, и вот это самое интересное. Во время кризиса, так же, как было в Китае несколько лет назад, ускорился сдвиг с оффлайна в онлайн. Больше людей начинают сравнивать цены – а это легче всего сделать в интернете. К тому же, после волны банкротств турагентств, многие стали больше бронировать отели через интернет. А еще у «Островка» было преимущество: компания за последний год подключила много новых источников – отелей, у которых просто низкие цены.

– Так все-таки, если сравнивать 2013 и 2014 годы, выручка выросла?

– Да. Компания растет каждый год в 2–3 раза по всем ключевым параметрам; и рост в этом году ускорился.

– Акционеры довольны? И кто, кстати, самый активный из акционеров сейчас?

– Наверное, о том, довольны ли акционеры, нужно спрашивать их самих. Главные акционеры со стороны не инвесторов – это я и Сергей [Фаге], а от инвесторов – фонд Vaizra Capital Льва Левиева и Вячеслава Мирилашвили. Они заработали свои деньги на «ВКонтакте» – фундаментально другом бизнесе и, понятно, что им хочется, чтобы компания росла быстрее – как и нам, безусловно. Но трэвел-продукт – это такой бизнес, которому нужно семь, восемь, девять лет, чтобы дойти до тех объемов, чтобы «получилось». А «Островок» запустился четыре года назад, поэтому, я думаю, нужно еще подождать 2–3 года – пока компания дойдет до объема, с которым будет влиятельным игроком и на глобальном рынке.

– AirBnB удалось быстрее.

– Не настолько быстрее, насколько кажется на первый взгляд. AirBnB запустился в 2008 году, пару лет как минимум мучился и к 2012 году только вышел на продажи в около $500 млн в год. Но AirBnB, конечно, уникальный случай: им помогало то, что их продукт фундаментально отличается от всего, что было раньше. Поэтому легче строить бренд, а вклад бренда в рост бизнеса очень высокий.

– Действительно первоначальный период может растянуться на 3–4 года – поиски, метания, разные модели. Вы сами проходили это в разных компаниях. Как понять, что нужно продолжать делать бизнес, не закрывать его?