ТАСС / Митя Алешковский

Вероятно, судьба «Трансаэро» предрешена. Сделка по продаже перевозчика «Аэрофлоту», а заодно и план санации, с треском провалились. Росавиация со дня на день может запретить компании выполнять полеты. Ее долги размером в четверть триллиона рублей признаны непосильными, а настойчивые разговоры кредиторов о пользе реструктуризации, похоже, мало кто принимает всерьез (что, впрочем, не мешает банкам, на долю которых приходится основная часть долга перевозчика, разрабатывать меры по его спасению).

Так или иначе, главный голос тут принадлежит государству – первому вице-премьеру правительства и главе Межведомственной комиссии Игорю Шувалову, гендиректору «Аэрофлота» Виталию Савельеву, руководству госбанков. Перед крупнейшим частным перевозчиком открыта только одна дорога – к банкротству, уверены они. В то же время все может обойтись без разрушительных последствий и не выйти из-под контроля: клиентам не стоит волноваться за свои билеты, сотрудников трудоустроят, а кредиторы как-нибудь выпутаются сами. Таков план. Исполнение?

Очевидно, что уход перевозчика станет крупнейшим потрясением для рынка за всю его историю (компании альянса AiRUnion, не сумевшие пережить кризис 2008 года, все вместе перевозили вчетверо меньше пассажиров, а незадачливые российские лоукостеры Sky Express и «Авианова» и мечтать не могли об объемах «Трансаэро» – 13 млн клиентов за прошлый год). В то же время крушение «Траснаэро» уже началось, и происходит оно по довольно хаотичному сценарию, затрагивающему все большее число компаний и их клиентов. По кому могут ударить, а по кому уже бьют проблемы перевозчика?

Пассажиры

Пассажиры до 15 декабря

На сегодня уже очевидно, что дать обещания перевезти всех пассажиров с билетами до указанной даты было легче, чем их выполнить.

Предложенный «Аэрофлотом» режим ежедневной отмены десятков рейсов неизбежно ведет к накладкам – особенно, когда рейсы сначала отменяют, а затем восстанавливают. Фактически пассажирам приходится постоянно следить за статусом рейса на сайте (либо ждать заказанного SMS-уведомления). Если рейс отменен, необходимо связаться с «Трансаэро» (дозвониться до компании фактически невозможно, но можно заказать обратный звонок либо позвонить на платный номер). Сотрудники компании пересаживают пассажиров на рейс «Аэрофлота» и отправляют новую информацию пассажиру на электронную почту. Проверяется бронь через call-центр «Аэрофлота» либо на сайте авиакомпании.