REUTERS / Gil Cohen Magen
Если президент выступил с законодательной инициативой – считайте, что закон принят. На сей раз предлагается освободить от проверок на экстремизм цитаты из Священного Писания. Можно порадоваться, что экстазу по борьбе с экстремизмом будет положен хоть какой-то предел, а то прошедшим летом в Екатеринбурге взялись проверять, к примеру, еврейскую Библию. Но евреи – народ тихий, и тогда обращения к президенту ни к чему не привели. Они сработали этой осенью, когда Сахалинский суд признал экстремистскими некие исламские материалы с цитатами из Корана. Решение суда оспорил человек, которому Кремль не привык отказывать, – Рамзан Кадыров. И завертелось.
Несколько лет назад, в относительно мягкие времена, я решил загрузить на свой планшет электронный текст Библии и с удивлением обнаружил, что она везде маркирована: где 16+, а где и 18+. И все это в строгом соответствии с законом: в Библии встречаются эпизоды насилия, распития спиртных напитков и любовные сцены с участием несовершеннолетних.
Получается, что Библию нельзя давать детям? По букве закона – да, так и есть. А если посмотреть, что говорится в ней о каких-нибудь нечестивых язычниках вроде хананеев? Да тут и без лингвистической экспертизы все будет ясно: экстремизм, разумеется.
В Библии встречаются эпизоды насилия, распития спиртных напитков и любовные сцены с участием несовершеннолетних
Нет, мы, конечно, понимаем, что такие законы пишутся для выборочного исполнения. Когда надо будет завести уголовное дело против надоевшего оппозиционера или просто отчитаться о непримиримой борьбе с вселенским злом, под экстремизм подведут и «Курочку рябу», сеющую зерна ненависти к социальной группе «дед и баба» и призывающую уничтожать их особо ценное имущество в виде золотых яиц. Зато призывы двинуть танковые колонны на столицу одной соседней страны, которых мы наслушались за последние полтора года, – это будет смелая гражданская позиция, которую в нашей демократической стране можно только уважать и всячески поддерживать.
Неслучайно ведь в Екатеринбурге ополчились тогда именно на еврейский Танах. (Можно было и на христианский Ветхий Завет, ведь это одно и то же.) А вскоре – на исламские тексты, цитирующие Коран. Законодательство на этот счет высказывается противоречиво: с одной стороны, борется с экстремизмом, с другой – с недавних пор, как известно, защищает чувства верующих от кощунства. Поэтому надо навести порядок и дать возможность каждому верующему невозбранно цитировать свое Священное Писание, чтобы ненароком не оскорбить его нежных чувств.
Или не каждому?