TASS / ZUMA / Gisele Tellier
После терактов 13 ноября президент Франции Франсуа Олланд объявил о кардинальном развороте внешней политики: у страны появился главный и непримиримый противник – группировка ИГИЛ (запрещена в России). «Необходимо собрать вместе всех, кто действительно в состоянии бороться с этой армией преступников, в рамках единой коалиции», – заявил европейский лидер. В ответ российский президент Владимир Путин также использовал слово «коалиция» и даже назвал Москву и Париж союзниками. Выступая против ИГИЛ, Россия рассчитывает выйти из дипломатической изоляции. Проблемы, с которыми сталкивается Франция, иного рода: у страны не хватает военных и человеческих ресурсов для того, чтобы противостоять исламским радикалам одновременно на двух театрах боевых действий – в Сирии и в Северной Африке.
Найти общего врага
До образования блока НАТО в истории Франции можно было проследить устойчивую закономерность: Париж чаще всего выбирал в союзники страны, от которых его отделяли большие расстояния, и притом обязательно соперничавшие с его врагами. Во времена Столетней войны тесные отношения связали Париж с Шотландией, отстаивавшей свою независимость от англичан. В Новое время Париж сблизился со Стамбулом: врагами обоих были Мадрид и Вена. Отношения между Россией и Францией долгое время определял «фактор вакуума». Страны отстояли далеко друг от друга и не имели общего противника. Когда на оси Петербург – Париж появилась великая держава Германия, к востоку и к западу от нее задумались о союзе.
Альянс противоположностей
Когда дипломатическое сближение между Францией и Россией всерьез встало на повестке дня, политические модели обеих стран уже существенным образом различались. Преодолевая проблемы, сходные с нынешними, сторонам приходилось сглаживать углы иногда парадоксальными способами. В 1880-х годах император Александр III согласился с непокрытой головой прослушать гимн Третьей республики – Марсельезу, в которой поется о «кровожадных деспотах королях-заговорщиках». В ответ демократическое правительство назвало именем этого абсолютного монарха один из самых красивых мостов в Париже.
Геополитическая необходимость толкала страны к союзу и после революции 1917 года, но к этому времени идеологические разногласия еще более осложняли заключение двустороннего соглашения. Малоизвестный факт: в 1940 году Франция намеревалась начать боевые действия против Советского Союза в ответ на объявление войны Финляндии. Против этих планов возражала часть французской элиты и, в частности, генерал де Голль, но сорвало их по-настоящему только наступление Германии.
В эпоху НАТО
После вхождения Франции в блок НАТО в 1949 году границы стран, с которыми Париж заключил соглашение, оказались в непосредственной близости от сферы влияния Москвы. В этих условиях отношения СССР и Франции стали определяться взглядами Парижа на собственное членство в Североатлантическом альянсе. Долгое время они были не столь определенными: в 1940–1960-е годы Франция вела войны за сохранение своей империи в Африке и Азии, не используя пункт 5 соглашения об образовании НАТО, предполагающий, что страны – участницы договора обязаны оказывать помощь друг другу. В 1960-е годы генерал де Голль и вовсе вышел из военной организации альянса, заявив о намерении придерживаться средней линии в холодной войне – и сохранять особые отношения с Советским Союзом.