Акция протеста у посольства Турции в Москве.

EPA / Sergei Ilnitsky

Соавторы текста: Алексей Титков, Мария Волкова 

Как россияне отреагировали на то, что Турция сбила Су-24? Опросы общественного мнения, к которым все привыкли обращаться, имеют по крайней мере одно слабое место, о котором говорят сами социологи. В опросах приходится выбирать между формулировками, которые предлагаются в готовом виде авторами анкеты. Как люди сами выражают свое отношение к ситуации, какими словами, действиями, зрительными образами они при этом пользуются, оказывается вне социологического взгляда. Но набор реакций «снизу» на каждое значимое событие – задача нашей исследовательской группы «Мониторинг общественного фольклора». Способы реакции люди могут изобретать сами, выбирая подходящие формы из прошлого культурного опыта, или присоединяться к уже придуманным (например, репостом или пересказом удачной шутки).

Социальные сети в интернете можно считать средой, в которой разнообразие словесных и образных реакций, как и их относительная популярность – то есть в какой мере люди считают их уместными и готовы поддержать, – проявляются относительно полно. Динамику распространения словесных реакций – анекдотов, клишированных выражений, в том числе в форме хэштегов и др. – можно проследить по поисковым интернет-машинам (мы использовали сервис «Яндекс. Поиск по блогам»). Формы реакции в офлайне мы изучаем по личным наблюдениям на публичных акциях и медийным сообщениям.

От символической поддержки к символической агрессии

Символическая поддержка «наших» в первые дни конфликта сначала выразилась в волне хэштегов, призванных показать свое единство с руководством страны (#ударвспину – оценка ситуации Владимиром Путиным, с которой пользователи, живые или искусственные, выражают свое согласие), с погибшим экипажем самолета (в меньшей мере), – или, наоборот, максимальное отторжение турецкой стороны. Некоторые турфирмы по своей инициативе отказались от продаж турецких путевок и стали активно использовать хэштеги #неедувтурцию и #бойкоттурции для демонстрации своей близости к народным настроениям, как они их себе представляют.