Статуя Октавиана Августа.

Статуя Октавиана Августа.

ullstein bild via Getty Images / Archiv Gerstenberg

В чем секрет успеха Древнего Рима, который, начиная с царства и республики и заканчивая империей, в течение многих сотен лет выходил победителем из любых войн, став самым большим государством своего времени? В этом вопросе попыталась разобраться специалист по истории Древнего Рима Мэри Бирд. Про ее новую работу, SPQR (что расшифровывается как «Senatus Populusque Romanus», «Сенат и народ Древнего Рима»), для Atlantic написала Эмили Уилсон, преподающая историю Древнего мира в Пенсильванском университете. Она также является автором нескольких исторических работ, последняя из ее книг называется «Величайшая империя: жизнь Сенеки».

© 2015 The Atlantic Media Co., as first published in The Atlantic Magazine. All rights reserved. Distributed by Tribune Content Agency

***

Не так давно студентка британского университета по имени Меган Бич выпустила стихотворный сборник под названием «Когда я вырасту, хочу стать Мэри Бирд» (When I Grow Up I Want to Be Mary Beard). Бич – одна из многих фанаток Бирд, которая долгое время была единственной женщиной на факультете античности Кембриджского университета и которая с тех пор стала самым значимым представителем области знаний, ассоциировавшейся ранее лишь с пожилыми профессорами-мужчинами. В 2013 году Бирд была награждена орденом Британской империи за «вклад в изучение античности». Плодовитый специалист по культуре Древнего Рима, она широко трактует понятие «вклад». Ее научные работы варьируются от исследований религии Древнего Рима и обычаев, связанных с победой, до размышлений о смехе. Она автор живо написанных книг о Помпеях и Колизее. В роли эрудированного лектора в рамках вышедшего три года назад сериала Би-би-си «Познакомьтесь с римлянами» («Meet the Romans»), Бирд познакомила широкую аудиторию с большим Римом и его гражданами, которых было гораздо больше, чем горстка говорящих на латыни мужчин, заседавших в Сенате, служивших императорами или писавших (зачастую диктуя тексты рабам) книги, которые мы называем сегодня «древнеримской литературой». Вне зависимости от контекста (а еще у нее есть блог под названием «Жизнь преподавателя»/«A Don’s Life», который выходит в литературном приложении к газете Times) Бирд делает именно то, что так редко рискуют делать популяризаторы науки и что так редко удается преподавателям: она передает ощущение удовольствия от разгадывания головоломок неоднозначных событий и текстов, а в процессе еще и усложняет полученные знания.

Ее новая авторитетная история Рима, SPQR (что расшифровывается как «Senatus Populusque Romanus», «Сенат и народ Древнего Рима»), – не исключение. Каждой истории Древнего Рима приходится биться над вопросом, как римляне – люди, жившие в свое время в ветхих деревянных лачугах на берегу илистой реки в центре Италии, в окружении других групп, которые были как минимум столь же развиты и зажиточны, – смогли создать одну из крупнейших империй Древнего мира, ставшую к тому же одной из самых прочных во всей мировой истории. Во многих рассказах, включая те, что были написаны самими римлянами, подчеркиваются внутренние противоречия, обрекшие империю, по словам британского историка XVIII века Эдварда Гиббона, на «упадок и развал». Бирд гораздо интереснее понять, в чем была причина успеха Рима. Ее последнее начинание, предназначенное в первую очередь широкой читательской публике, но которое, несомненно, привлечет и спровоцирует и профессиональных исследователей этой эпохи, рассказывает всю историю.

Ее размах по-настоящему впечатляет. История начинается с (мифологических) рассказов об основании города в XVIII веке до н.э. и продолжается завоеванием большей части Апеннинского полуострова в IV и III веках до н.э., а также победой Рима над его основными средиземноморскими соперниками, Карфагеном и Грецией, к середине II века до н.э. За этим последовало более ста лет гражданских войн вперемежку с новыми завоеваниями (в Галлии, Испании, Северной Африке и на Востоке). Под впечатлением от политической нестабильности, ставшей результатом прихода к власти Юлия Цезаря и его последующего убийства в 44 году до н.э., римляне подчинились имперской системе управления при Октавиане, который в 31 году до н.э. нанес поражение Антонию и Клеопатре и назвал себя Августом, первым римским императором. В течение пятисот лет империя господствовала на Западе, а на Востоке, под руководством византийских императоров, она просуществовала 1400 лет. Как же они сделали это?

Одна из возможных версий, которую предпочитали и сами римляне, отдает должное такой характеристике, как virtus, что означает одновременно и силу характера, и мужественность. Схожая интерпретация, популярная среди ученых прошлого поколения, видит в Древнем Риме чрезвычайно воинственное и империалистическое сообщество, пришедшее к власти, обижая и убивая своих соседей. Сравнительно недавно историки предложили версию о том, что рост Римской империи был основан на постоянно меняющейся смеси жесткого и мягкого империализма, и работа Бирд основывается на этих рассуждениях. Разумеется, римляне убили и захватили в рабство огромное число людей. Благосостояние Древнего Рима зависело от награбленного, оброков и налогов, собиравшихся с захваченных племен и городов, а также от труда не бывших римлянами рабов. (Во II веке до н.э. каждый год на полуостров доставляли более восьми тысяч новых рабов – наживу заморских завоеваний.) Но у нас вряд ли есть достаточно оснований, чтобы утверждать, что римляне стремились к войнам хоть сколько-нибудь больше, чем другие народы, жившие на берегах Средиземного моря.