Ulrich Baumgarten via Getty Images
Недавно чиновник американского Министерства финансов позволил себе смелый шаг: открыто обвинил Владимира Путина в коррупции. Это обвинение американцам еще предстоит доказать, но очевидным представляется факт, что значительная часть российских чиновников живет не по средствам; что совершенно неслучайно Госдума год за годом отказывается ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН по борьбе с коррупцией; что даже сам Кремль время от времени вынужден признавать целые региональные правительства чуть ли не организованными преступными группами.
Коррупция, а точнее, злоупотребление властью в корыстных целях – главная характерная черта российской власти. Как изменить ситуацию? Я предлагаю подойти к вопросу без всяких морально-нравственных и ценностных оценок, принимая в расчет только банальную экономическую эффективность и влияние коррупции на хозяйственную жизнь.
Экономистам известен феномен, называемой «ловушкой среднего дохода»: ситуация, когда повышающееся благосостояние населения делает зарплаты слишком высокими, чтобы страна могла за их счет конкурировать с менее развитыми государствами, но при этом не возникает нужного количества достаточно квалифицированных работников, чтобы можно было соперничать с более развитыми. Иначе говоря, людям хочется зарабатывать как в развитой стране, а работать они способны лишь как в развивающейся.
В России возник другой парадокс – некая ловушка средних расходов
В России, долгое время бывшей то монархией, то авторитарной диктатурой, возник другой парадокс – некая ловушка средних расходов: представители власти хотят тратить без контроля и ограничений, как в африканской диктатуре, а выглядеть и быть воспринимаемыми так, как если бы все они были честными европейскими чиновниками, подотчетными народу. Собственно говоря, эта недостижимая цель и объясняет, почему российская (но и не только) экономика в последние годы перестала развиваться.