Дмитрий Каменщик. 19 февраля 2016 года

Дмитрий Каменщик. 19 февраля 2016 года

Maxim Shemetov / REUTERS

Вчера владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик был задержан, а сегодня суд посадил предпринимателя с состоянием $3,8 млрд (по версии Forbes) под домашний арест. Следователи обвиняют его в оказании «опасной» услуги – в перевозке пассажиров без обеспечения должного уровня безопасности. В результате, как считают в Следственном комитете, террорист-смертник Магомед Евлоев «беспрепятственно» прошел на территорию аэропорта в январе 2011 года и подорвал себя, что привело к гибли 37 человек в зоне прилета. По закону Каменщику и еще трем бывшим топ-менеджерам аэропорта грозит до десяти лет тюрьмы.

Долларовый миллиардер Каменщик твердо намерен отстаивать свою невиновность. На стороне обвиняемого, как ни странно, – Генпрокуратура, которая время от времени встает поперек воли СКР. Тем временем ряд экспертов не сомневаются, что за уголовным делом против Каменщика стоит желание сменить владельцев второго по пассажиропотоку аэропорта России. И действительно, если взглянуть на практику по статье 238 Уголовного кодекса РФ (часть 3), по которой Следственный комитет пытается привлечь его к ответственности, то преследование бизнесмена выглядит несколько странным.

1. На момент теракта законы были другие

В настоящее время любой посетитель – будь то пассажир, провожающий или встречающий – проходит через рамки металлоискателей, а его вещи просвечиваются сканером. Если у человека есть билет на рейс, то его досматривают еще раз – уже при проходе на посадку.

В 2011 году законодательного требования проверять всех, кто попадает в здание аэропортов, не было, говорил Дмитрий Каменщик в прошлогоднем интервью. Эта норма появилась после принятия пакета поправок в законы о транспортной безопасности в феврале 2014 года. Более того, в Домодедово не смогли бы заставить просвечивать свои сумки всех подряд, так как этому препятствовала 55-я статья Конституции, которая не разрешает ограничивать права граждан России без соответствующего федерального закона.

2. Аэропорт не убивал людей

По 238-й статье обычно проходят люди, ответственные за то, что их товары или услуги создали опасность здоровью и жизни потребителей. Например, иркутчанин, который зимой возил пассажиров на автобусе с лысыми покрышками. Или камчатские энергетики, плохо отремонтировавшие переходную камеру магистрали тепловых сетей. Их просчеты привели к тому, что несколько дней спустя в камеру с горячей водой упали три восьмилетних школьника, которые погибли на месте. Либо владелец и руководители пермского клуба «Хромая лошадь», по инициативе и с одобрения которых в набитом людьми помещении, не отвечающем нормам пожарной безопасности, в декабре 2009 года решили устроить фейерверк.