Сотрудник отдела доставки супермаркетов Walmart.

Сотрудник отдела доставки супермаркетов Walmart.

Rick Wilking / Reuters

Торговая сеть Walmart опубликовала финансовые результаты за четвертый квартал 2015 года. Согласно отчету, ее чистая прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 7,9% – до $4,57 млрд; выручка – на 1,5%, до $128,6 млрд (за год выручка сократилась на 0,7%). Доходность по акциям упала примерно на 7%: с $1,61 до $1,49. При этом если ранее компания ожидала, что в 2016 году продажи вырастут на 3–4%, то теперь предполагает, что они останутся примерно на уровне прошлого года.

Что сегодня происходит с Walmart?

Walmart – одна из крупнейших торговых сетей в мире, крупнейший американский работодатель (занято более 2 млн человек). Ее основатели – семья Уолтон, которой в настоящее время принадлежит 54% акций компании, остаются богатейшей семьей США. В 2015 году Forbes оценивал их состояние в $149 млрд.

В последние годы лидерство компании, ориентированной в основном на традиционный способ продаж (часть товаров Walmart продает онлайн, в прошлом году такие продажи выросли на 12%, до $13,7 млрд, однако их доля относительно мала, учитывая, что общая выручка за 2015 год составила около $482,1 млрд), оказалось под вопросом из-за развития онлайн-торговли. В середине 2015 года она лишилась статуса самой дорогой в мире торговой сети, уступив его Amazon. Капитализация последней тогда выросла до $265 млрд, превысив показатели Walmart более чем на $30 млрд.

За год акции Walmart подешевели более чем на 25% (в октябре, в частности, они упали на 10% после того, как компания объявила о снижении доходности по акциям на 6–12% в 2017 году). В начале 2016 года они стали расти (к середине февраля рост составил 8%), однако аналитики связывали это не столько с перспективами компании, сколько со стремлением инвесторов найти «тихую гавань» на фоне обвала рынков. После того как компания обнародовала отчет о завершении 2015 года, ее акции подешевели на несколько процентов.

В довершение в Walmart объявили о намерении закрыть более 260 магазинов (в общей сложности торговая сеть насчитывает более 11,5 тысячи магазинов в 28 странах), больше половины из них – 154 – находятся в США, там заняты около 10 тысяч человек. Известие стало знаковым для отрасли – учитывая, что подобное планируют и другие крупные ритейлеры.