Ким Чен Ын и Дэннис Родман. 2014 год

Ким Чен Ын и Дэннис Родман. 2014 год

KCNA / REUTERS

Рассуждения о расизме в Северной Корее могут показаться странными. Во-первых, в этой стране почти нет иностранцев. Исключение – маленькая китайская диаспора, о которой знают только узкие специалисты, сами северокорейцы, китайские пограничники и читатели Slon Magazine.

Во-вторых, КНДР – это коммунистическое государство, а коммунистическая идеология изначально была антинациональной. Знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» утверждал приоритет классовой солидарности над национальной. Иными словами, российский рабочий Иванов должен был понять, что его союзник не российский капиталист Васин, а немецкий рабочий Шмидт и японский рабочий Сасаки, а враги – это как раз Васин, а также немецкий капиталист Майер и японский капиталист Сугимото.

Практика показала, что с классовой солидарностью дело обстоит плохо и Иванов все равно стремится договариваться с Васиным, Шмидт – с Майером, а Сасаки – с Сугимото. У такого положения дел были свои вполне житейские причины: рабочим и их нанимателям было что обсуждать (например, размер оплаты труда), у них были общие язык и культурные основы, а иностранные собратья по классу были далекой абстракцией. А какой процент пролетариев и сейчас владеет, а тем более владел в те времена иностранным языком?

С появлением на карте мира Советской России, а потом и СССР «первое в мире государство рабочих и крестьян» стало проводить двойственную политику. С одной стороны, СССР и его союзники защищали интересы «угнетенных классов» вне зависимости от национальности. С другой стороны, борьба националистов из колоний за независимость получала название «национально-освободительной» и объявлялась явлением положительным. То есть рабочий Чан в колониальной Корее должен был вершить революцию не вместе с рабочим Сасаки из японской метрополии, а вместе с лавочником Паком из той же Кореи.

КНДР решила, что те, кто внешне похож на корейца, остаются в Северной Корее, а те, кто выглядит скорее как немец, едут домой, в Германию

Это привело к тому, что социалистические страны, возникшие на месте бывших колоний, стали государствами довольно националистическими. Один из самых ярких примеров – Северная Корея.

Расизм в стране рабочих

Ким Ир Сен, первый вождь Северной Кореи, был как раз деятелем «национально-освободительного движения». Юность он провел в Маньчжурии, где после создания марионеточного прояпонского государства Маньчжоу-го в 1932 году стал партизаном: собирал продовольствие у сочувствовавших его делу крестьян, грабил не сочувствовавших и стремился убить как можно больше японских и маньчжурских солдат во имя большой цели – низвержения Японской империи.

Ким, конечно, был корейским националистом, что сказалось на его отношении к смешанным бракам: после обретения политической независимости от СССР в конце 1950-х годов КНДР приложила все усилия, чтобы браки корейцев, заключенные с «советскими женами», были расторгнуты, а бывшие жены северокорейцев уехали назад в СССР.