Главный офис «Газпрома» в Москве.

Главный офис «Газпрома» в Москве.

Maxim Shemetov / Reuters

В феврале «Газпром» лишился статуса ведущего поставщика газа в Литву. Российская монополия уступила свои позиции норвежской Statoil, которая в нынешнем году продаст крупнейшей прибалтийской республике более 1 млрд куб. м газа при ее годовой потребности 2 млрд куб. м. Ранее «Газпром» осуществлял поставки в соответствии с долгосрочным контрактом с газовой компанией Lietuvos Duju Tiekimas (LDT), который действовал вплоть до конца 2015 года. С истечением срока литовская сторона стала искать другого поставщика, которым и оказался Statoil. Как отметил министр энергетики Литвы Рокас Масюлис, норвежская компания займет более 50% газового рынка республики. Доля же «Газпрома», по его словам, будет зависеть от цен и других коммерческих условий.

Литва – далеко не единственная страна – потребитель газа, которая нашла «Газпрому» альтернативу. Российская газовая монополия стремительно теряет покупателей и в Европе, и на постсоветском пространстве, и, что примечательно, в России. Свидетельство тому – спад поставок в дальнее зарубежье, между 2008 и 2014 годом составивший 13,6% (со 184,4 млрд куб. м до 159,4 млрд куб. м), а также их двукратное сокращение в бывшем СССР (с 96,5 млрд куб. м до 48,1 млрд куб. м). От услуг «Газпрома» отказываются и промышленные потребители в РФ, где продажи монополии за тот же период снизились на четверть (с 287 млрд куб. м до 217,2 млрд куб. м).

Что стало причиной таких проблем крупнейшей в Европе энергетической монополии? За счет чего она может преодолеть кризис?