Второй матч в го Ли Седоля против искусственного интеллекта в Сеуле.

Второй матч в го Ли Седоля против искусственного интеллекта в Сеуле.

Lee Jin-man / AP / TASS

В Сеуле идет исторический матч в го между легендарным чемпионом мира Ли Седолем и программой Alphago, разработанной Google. Человек проиграл три партии из пяти, и хоть и взял реванш в четвертой игре (вчера), ему в итоге будет засчитано поражение. Миллион долларов призового фонда, который достался бы Ли Седолю в случае победы, будет передан Google на благотворительность – сама Alphago, как видно, не отличается меркантильностью. Этот матч и поражение человека станет вехой в новейшей истории технологий – не менее значительной, чем аналогичные события в мире шахмат в конце прошлого тысячелетия.

Го – это не просто «еще одна игра», но сложнейшая из игр с полной информацией, в которой (в отличие, например, от карточных игр) обоим противникам доступно знание обо всем, что происходит. Накануне матча сам Ли Седоль утверждал, что единственной интригой остается то, сможет ли машина выиграть у него хотя бы один матч. Го была надеждой человечества на то, что наши интуиция и интеллект являются незаменимыми. Последней игрой, в которую человек играл со своими компьютерами на равных. С этой иллюзией теперь придется расстаться: наступает время машин.

Разберемся, почему и чего стоит ждать дальше – после безобидной победы программы Google.

В 2006 году я писал диссертацию по философии сознания – довольно специфической ветви современных дискуссий о природе человека. Философия сознания ставит перед собой, например, такие вопросы. Как появляется представление о наличии у нас «уникального Я»? Как сознание связано с телом и откуда возникает свободное мышление, если мир есть детерминированная физическая система, а мозг один из объектов этой системы? В течение столетий такого рода дискуссии носили вполне умозрительный характер, но в середине прошлого века они неожиданно приобрели инженерное и одновременно социальное измерение. Появились компьютеры, способные решать задачи, с которыми прежде могли справиться только математики, имеющие белковые тела. Уже в 50-е годы XX века возник вопрос о возможности искусственного интеллекта (ИИ): существуют ли в принципе такие задачи, в решении которых человек не может быть заменен машиной? Философия сознания стала вопросом, что именно мы хотим конструировать, когда конструируем искусственный интеллект.