Александр Кондратюк / РИА Новости
Принимать решения бывает непросто. Особенно когда эти решения имеют серьезные последствия для жизни человека, его здоровья, семьи или кошелька. Как показывало недавнее исследование, только в отношении еды мы принимаем порядка двухсот решений в течение одного дня, причем во многих случаях выбор делается неосознанно, автоматически. По мнению психологов и экономистов, такие решения часто оказываются ошибочными в долгосрочной перспективе. Например, импульсивное решение съесть еще одно пирожное или выкурить еще одну сигарету, повторенное много раз подряд, может привести к проблемам со здоровьем через несколько лет. Решение потратить деньги на очередную не очень нужную покупку может обернуться в будущем недостаточным количеством сбережений.
Оставить как было
Издержки для экономики от таких ошибочных решений могут быть колоссальными. Например, проблемы с ожирением стоят экономике США порядка $300 млрд в год. По данным другого исследования, 46% людей слишком часто проверяют электронную почту, что приводит к значительным потерям рабочего времени: после каждого прочитанного письма необходима примерно минута для того, чтобы снова сосредоточить внимание на работе. Импульсивные траты могут приводить к тому, что люди будут брать излишние потребительские кредиты или использовать кредитные карты с высокими ставками, вместо того чтобы накопить средства. И такие расходы могут доходить до более $3,5 тысячи на человека, как в Канаде.
Что может сделать государство для того, чтобы уберечь граждан от решений, о которых они в будущем могут сожалеть, при этом не ограничивая их свободу слишком сильно? До недавнего времени это было почти неразрешимой задачей. Ведь для того, чтобы человек что-то не делал, придется это запретить. А любой запрет без учета индивидуальных предпочтений ведет к потерям благосостояния как минимум.
Недавние исследования в области когнитивной психологии и поведенческой экономики подсказали новый способ решения этой задачи. Способ основан на так называемом эффекте «статус-кво» или опции «по умолчанию», которые можно описать простым наблюдением: большинство людей не любят изменения.