Филипп де Шампань "Святой Августин"

Филипп де Шампань "Святой Августин"

Краткий пересказ книги Дэвида Брукса «Дорога к характеру» (David Brooks, The Road to Character. Random House, 2015).

Контекст

Дэвид Брукс – колумнист The New York Times и писатель с крайне неординарными взглядами. Либералы считают его консерватором, но и консерваторы не признают своим, в частности, в связи с его поддержкой однополых браков.

«Дорога к характеру» – последняя книга Брукса (вышла на английском в 2015 году).

Книга представляет собой несколько биографических очерков в диапазоне от Святого Августина до президента Эйзенхауэра, каждый из которых иллюстрирует идеи Брукса по поводу формирования собственного характера и борьбе со своими несовершенствами. На «Дорогу к характеру» обрушилась критика со стороны либеральных колумнистов. Основных претензий к Бруксу оказалось две: непоследовательность (действительно, книга несколько сумбурна), и несоответствие проповедуемых в книге принципов и других публичных высказываний Брукса. Так, колумнист The Guardian отмечает, что Брукс позиционирует себя как борца с нарциссизмом и культурой «большого Я», являясь ее полноценным адептом: будучи журналистом, построившим карьеру во многом за счет продуманной саморекламы, Брукс, по сути, осуждает в книге таких же, как он сам.

Независимо от того, насколько этот упрек справедлив, книга может быть, по крайней мере, небесполезна как учебник по формированию собственного характера.

Адам Второй

Философ и раввин Йосеф Соловейчик предложил для описания человеческой природы использовать понятия «Адам Первый» и «Адам Второй» еще в 1965 году. Адам Первый – тот, которому важно получение немедленных результатов, покорение мира, материальный и эмоциональный комфорт, в то время как Адам Второй жаждет служить миру и людям; ему важна рефлексия и строгие моральные нормы, которым стоит следовать, чтобы прожить полную и значимую жизнь. Оба Адама сосуществуют в каждом человеке и находятся в постоянной борьбе: эта дуалистическая идея, в целом, вполне лежит в русле библейской традиции, которой следует и христианин Брукс.

Он обращает пристальное внимание на отношения обоих Адамов с современным западным обществом. Вместо идеи служения, развития внутреннего Адама Второго, оно апеллирует к концентрации на себе, на «Большом Я», к теории позитивного мышления и гуманистической психологии, где самодовольство и любовь к себе позиционируются как столпы, на которых держится самоактуализация и счастье.

Радиостанция NPR по субботам транслирует собственные старые выпуски. Как пишет Брукс, основываясь на их прослушивании, участники послевоенных радиоинтервью не только отказывались называть себя героями, но и открещивались от любого пристального внимания к себе как к исключительным людям, подвиги которых повлияли на ход истории. Гораздо важнее признания и славы оказывается «моральная радость» от скромного служения и от преодоления самого себя.

«Дорога к характеру» – это десять очерков об известных людях разных эпох и профессий. Строгий самоконтроль, религиозность, идеи мирного протеста, умеренность, любовь к ближнему позволили героям «создать характер», чтобы добиться тех перемен и сдвигов в обществе, которые помогли им вписать свои имена в историю.

Служение и кроткость

Фрэнсис Перкинс, первая женщина в кабинете министров США, в молодости стала свидетелем пожара на фабрике «Трайангл» в Нью-Йорке. Этот инцидент предопределил карьеру Перкинс: она посвятила свою жизнь борьбе за улучшение условий труда. Автор замечает, что сейчас люди все больше привыкают обращать внимание на свои потребности и увлечения в выборе жизненного пути – в отличие от Перкинс, для которой было важно служение: это следствие стыда, испытанного за общество, которое допустило 47 жертв во время пожара в центре города. На протяжении всей жизни – даже после знакомства с Рузвельтом и утверждением на должность министра труда – Перкинс оставалась скромна в своих потребностях, жила в домах рабочих во время разъездов по стране, оставаясь всегда опрятной, собранной и сдержанной на фоне бурно и стремительно меняющегося и раскрепощающегося американского общества, и не позволяла личной жизни (Перкинс на протяжении многих лет боролась с шизоидными и депрессивными расстройствами мужа и дочери, которую обеспечивала вплоть до собственной смерти) влиять на ее решения в области социальной работы.