Andrew Rich / Getty Images

Краткий пересказ книги Стивена Петранека «Как мы будем жить на Марсе» (М., Corpus, 2016).

Контекст

Стивен Петранек – специалист в области технологических прогнозов и постоянный спикер ТЕД. Увлеченный идеей космических путешествий, он собрал в своей книге массу фактов о том, в какой стадии на данный момент находятся разработки программ различных компаний и всего мирового научного сообщества по освоению и заселению Марса, и сложил их в увлекательный рассказ о том, как Красная планета в недалеком будущем превратится в первую колонию человечества за пределами Земли.

Das Marsprojekt

«Das Marsprojekt» («Марсианский проект») – так называлась написанная в 1948 году и опубликованная в 1952 году книга, которая, по словам Петранека, до сих пор является самым авторитетным руководством по космическим путешествиям. Ее автор – Вернер фон Браун, штурмбаннфюрер СС, создавший для Гитлера страшное оружие – баллистические ракеты, а в 1948 году пойманный американцами и ставший отцом их космической программы. Инженерный гений фон Брауна и, главное, невероятный размах его воображения поразительны. Хотя и существовало множество факторов, не учтенных им просто в силу отсутствия в те годы нужных научных данных, «Das Marsprojekt» содержит идеи, которые впоследствии стали основой разработок NASA и компании SpaceX.

В конце 60-х фон Браун снискал настоящую славу – именно под его руководством была построена ракета-носитель «Сатурн-5», которая доставляла на Луну астронавтов программы «Аполлон». Пользуясь своим высоким положением, ученый активно продвигал идею исследования Марса, рассказывал, что экспедицию можно будет запустить уже в 80-х годах. Президент Никсон в итоге отклонил ее, предпочтя провалившуюся программу «космических челноков». Это было начало конца научного лидерства NASA, что, в свою очередь, создало нишу, которую заполнили частные компании. Они, по словам Петранека, и «превратили мечту о путешествии на Марс в реальность».

Частная космическая гонка

Космические путешествия были прерогативой правительств до тех пор, пока не была основана Orbital Sciences Corporation и создана уникальная трехступенчатая крылатая ракета «Пегас». После возник проект Mars Direct Роберта Зубрина, в котором он представил план относительно недорогой и несложной космической экспедиции. А в 2010 году была основана некоммерческая организация Mars One, которая планирует полеты на Марс в один конец уже в 2027 году. Впрочем, у компании все еще нет ракеты и космического корабля: она лишь недавно подписала контракт с компанией, которая оценит, насколько вообще это предприятие осуществимо. Еще один участник «гонки» – Деннис Тито и его Inspiration Mars, планирующая в 2018 году отправить к Марсу маленький космический корабль с супружеской парой на борту.

Однако, пишет Петранек, лишь одна компания на сегодня способна дать реалистичные обещания доставить людей на Красную планету – SpaceX Илона Маска. Это стало понятно, когда в мае 2012 года первая капсула Маска, Dragon, успешно достигла космической станции. Цель компании, по словам ее создателя, – «ускорить разработку ракетной техники, способной обеспечить основание жизнеспособной и самостоятельной базы на Марсе».

В чем проблема с Марсом

Примерно две трети всех попыток доставить зонды на Марс заканчивались неудачно. Главная проблема – расстояние. Марс находится от нас минимум в сто сорок раз дальше, чем Луна, а порой и в тысячу (это связано с тем, что период обращения Марса вокруг Солнца составляет 687 земных суток и планеты то сближаются, то отплывают друг от друга на огромное расстояние). У нас пока нет источника энергии, с помощью которого до Марса можно было бы добраться по прямой – все наши траектории будут искривленными, и в ближайшее время никаких разработок, способных привести нас туда быстрее двухсот пятидесяти суток, не предвидится (хотя SpaceX работает над более эффективными ракетными двигателями). Еще одна важная помеха – радиосигнал, который слишком долго добирается от Марса до Земли и обратно (поэтому беспилотному космическому аппарату необходим искусственный интеллект, чтобы самостоятельно решать проблемы). Однако NASA, как мы знаем, удалось посадить на Марс аппараты Spirit, Opportunity и Curiosity – это огромный прорыв в исследовании Красной планеты, который доказывает, что доставлять с Земли на Марс относительно большие грузы вполне реально.

Стоимость минералов, содержащихся в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера, составляет примерно сто миллиардов долларов на каждого землянина

В настоящее время единственный корабль, способный доставить астронавтов на орбитальную станцию и обратно, – «Союз» (как мы знаем по фильму «Гравитация», один такой постоянно пристыкован к Международной космической станции как эвакуационный аппарат на случай чрезвычайной ситуации; Россия берет больше $50 млн за доставку одного астронавта на МКС). Но над новыми кораблями работают и NASA (их проект называется «Орион»), и SpaceX (ожидается, что их пилотируемый корабль полетит к МКС уже в 2017 году). Таким образом, пишет Петранек, вопрос «можем ли мы добраться до Марса?» больше неактуален. Главный вопрос теперь: «Сможем ли мы там жить?» Ответ на него тоже «да», но придется преодолеть ряд препятствий.